Гапит театральной куклы — 1

by Рахман Файзулович


Гапит театральной куклы — 1

 

Гапит — палка для управления головой куклы (ваянг.).
_______________________________________________________________________________

Простейший гапит

Нижняя подвижная часть конструкции упирается в ладонь руки, а  указательный и
средний пальцы согнуты на проволочном крючке.  Они могут своими движениями
поворачивать головку в стороны и наклонять ее вперед. На гапите свободно висят
плечики к которым крепится перчатка.
Так как голова на гапите удерживается двумя пальцами, ее размер может быть
значительно больше той, что на фотографии. И, что очень важно, гапит поворачивает
голову в стороны ( голова на пальце может только наклонять голову).

Деревянная ось нижней детали гапита покрыта графитовой смазкой и входит
в отверстие торца рукоятки. Через отверстие в нижней части «подпятника» продет
шнур его фиксации.
Деревянные детали выточены стамеской на токарном станке.
Как ни странно, но детям легче управлять куклой с гапитом. Для них  гапит делается
с ручкой на один сантиметр короче, и без плечиков.

Гапит в разобранном виде.

Плечики выпилены лобзиком из двух дощечек с прорезями на противоположных
сторонах. Отверстия на концах сверлятся после склейки дощечек на шейке гапита.
Один сантиметр равен двум клеткам.

Показаны плечики к которым крепится перчатка.
____________________________________________________________________________________________

Гапит гибкий

Гапит с резиновой трубкой позволяет наклонять головку куклы и поворачивать ее в стороны.
Часто, трубка заменяется витой пружиной.
_____________________________________________________________________________________


Гапит с шаровой опорой

Гапит с шаровой опорой был очень популярен в шестидесятых и начале семидесятых годов.
Он был разработан в мастерских театра Образцова.
Его конструкция и принцип действия понятны из чертежа и фотографии.  Размеры плечиков
и длинна гапита зависят от размеров куклы.
Шаровая опора, стянутая сыромятным шнуром, должна работать мягко без рывков. Шейка
под сухариком и поверхности сфер смазываются графитом для лучшего скольжения (спасает
скрипа и износа дерева).
Во многих случаях конструкция видоизменялась в соответствии с манерой работы мастера
и оборудованием его мастерской, но шаровая опора сохранялась.


Вид гапита в разрезе. Верхняя деталь, на которую одевается голова, притянута
сыромятным шнуром к шаровой опоре.


Известно, что сапожник всегда без сапог, так и я. Перерыл всю мастерскую, и нашел только
маленькую куклу с гапитом, оставшуюся от жены. Ей было 18 лет, когда я сделал для нее
этот подарок. Парик куда-то слетел, костюм-драпировка тоже пропал в куче тряпок. Понятно,
что кукла не для театра, и управление сделано так, чтобы кукла располагалась лицом к
хозяйке. Годами позже, уже после свадьбы, я был поражен, когда узнал, как она играла.
Оказывается театральную куклу просто пеленали и качали на ручках!
Съемные проволочные плечики у этого гапита крепятся спереди.
__________________________________________________________________________________

Гапит с двумя шарнирами

Наклон и вращение головы обеспечивают две оси в перпендикулярных плоскостях.
Если у гапита с шаровой опорой головка куклы фиксируется трением сферических
поверхностей шарнира, то в этом гапите необходима пружина, удерживающая голову
в нейтральном положении.

Вертикальную ось можно заменить шурупом.

________________________________________________________________________

Ссылка на продолжение —
2. Гапит
http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post127738860/ 

3. Механика головы куклы
http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post130541705/

4. Механика головы куклы
http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post130672382/

5. Вага марионетки
http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post130717401/

Реклама