Папье-маше

by Рахман Файзулович



Папье-маше

___________________________________________________________

Надо сварить клейстер

Мука в мастерских серая, грязная и с червями, зато, дешевая и в неограниченном количестве. Просейте ее через мелкое сито (мой вам совет, зайдите за мукой к себе на кухню). Муку из пакета можно не просеивать, и с ней приятно работать.

Муку, разведенную в холодной воде до густоты сметаны, варят, постоянно мешая ложкой, чтобы предотвратить образование комочков.

___________________________________________________________

Приготовьте жидкий столярный клей.

Плитку сухого клея разбейте на мелкие кусочки, засыпьте его в металлическую посуду, залейте водой вровень с крошкой. Когда клей набухнет от воды, грейте его на водяной бане (клей не должен кипеть) до получения однородной массы.

Чисто мучной клейстер довольно эластичен, и это полезно для выклейки изделий, подвергающихся деформациям (карнавальные очки). Кукле противопоказана эластичность, ее голова должна быть достаточно жесткой, но не хрупкой. Такая гармония достигается добавлением в мучной клейстер немного столярного клея. Не советую добавлять более одной двенадцатой частей (обычно, меньше).

Работать свежим теплым клейстером приятнее, чем холодным и протухшим. Варите его в меру, а если надо сохранить остатки, поставьте на холод.

___________________________________________________________

А теперь о том, как все это делается на самом деле

Просеянную серую муку ссыпаете в ведро, примерно на треть его объема, ставите ведро у титана и включаете струю кипятка. Пока льется кипяток, муку энергично размешивайте палкой. Таким образом, заваривается клейстер. Его густота регулируется количеством кипятка (жидкая каша). Тут же в ведро бросаете горсть столярного клея в виде порошка и продолжайте все перемешивать. Дешево и сердито.
___________________________________________________________ 

Надо смазать форму

Сухая гипсовая форма смазывается при помощи кисти техническим вазелином (он дешевле). Старайтесь избегать пропусков в труднодоступных местах. Обязательно смажьте поля формы.
___________________________________________________________

Организуйте рабочее место.

Позаботьтесь о том, чтобы форма не очень болталась на столе. Под гипс
подложите скомканные тряпки, имейте в виду, она будет постоянно
вращаться вами. Отрегулируйте высоту стола, чтобы вам не пришлось
горбиться во время маширования (спина отвалится).

Газетная бумага считается лучшей для головки куклы. Она прочная,
тонкая, хорошо пропитывается клейстером и всегда доступна. Подчеркиваю,
речь идет о кукле, когда на первом месте стоят прочность и легкость ее головы.
Есть масса изделий, которые машируются различными видами бумаг,
от папиросной, до толевого картона.Бумага рвется на куски примерно в половину писчего листа и складывается
стопкой у левой руки. У правой руки поставьте низкую посудину с клейстером.Каждый лист из стопки рваной бумаги надо смазать клейстером с одной стороны.
Делается это энергично ладонью правой руки. Вторая сторона смазывается
сама от нижнего листа стопки. Количество листов такое, чтобы вы успевали
их использовать до того, как они начнут подсыхать в стопке (попробуйте листов
десять). Смысл проделанного в том, чтобы работать не со свеже смазанным
куском бумаги, а с бумагой, которая успела раскиснуть и стать эластичной.Вам может пригодиться тряпка, чтобы иногда вытирать руки.
___________________________________________________________

Выклейка папье-маше по гипсовой форме

Первый слой укладываем бумагой, сухо смазанной с одной стороны. Чистой стороной бумага укладывается на гипсовую поверхность с вазелином, а смазанная клейстером сторона бумаги будет смотреть на нас. Последующие слои выклеиваются бумагой из стопки листов, смазанных с двух сторон и успевших раскиснуть (лучше будет, если эту стопку вы начнете готовить после выклейки первого слоя). От бумаги отрывайте кусочки такого размера, чтобы они закрывали поля формы и свисали немного вовнутрь нее. Двигайтесь по периметру края формы, укладывая кусочки газеты внахлест друг на друга, постепенно кругами спускаясь все ниже и ниже. Гипс постоянно поворачивается к вам нужной стороной. Величина кусков газеты зависит от сложности рельефа формы. Но, даже если форма гладкая, не увлекайтесь большими кусками, папье-маше при высыхании будет себя плохо «вести».

Часто рекомендуют первый слой выкладывать мокрой бумагой,
чтобы он не приклеивался к форме, а саму форму не смазывать.
Это неудобно, бумага высыхает еще до наложения следующего
слоя, и плохо держится на поверхности. А главное, с готового
маше потом удаляется первый, самый трудоемкий слой.
Признаться, я не встречал профессионалов, пользовавшихся
этим методом.Сколько слоев должно быть уложено в форму?
Многое зависит от размера изделия.
Обычно хватает 8 — 12 слоев газеты.

Какой бы нудной ни была эта работа, мастера редко доверяют ее выполнение
помощникам. Слишком многое зависит от качества
этой работы, особенно, если голова будет напичкана
механикой. Выклейка маше потребует от вас сосредоточенности.
Но это с непривычки. Каждый кусочек бумаги надо
притереть к поверхности формы, разгладить морщины.
Не напрягайтесь и не собирайте мозги в кучку, думайте
о чем-то далеком и приятном. Легко и непринужденно
набрасывайте клочки бумаги на форму, и, потом, одним
махам пригладьте их ладонью. Работать надо быстро и
красиво. Углубления проминайте стеком или кончиком ложки.Не увлекайтесь слишком жирным смазыванием бумаги
клейстером, папье-маше будет рыхлым (клейстер усыхает,
образуя пустоты). Понятно, что перерывы в такой работе
не допускаются, но если это случилось, прикройте форму
влажной тряпкой.Папье-маше, содержащее слои марли могут иметь
меньше слоев. Это часто встречается в театральных
масках, легких и гибких.

Двигайтесь по периметру края формы, укладывая кусочки газеты внахлест
друг на друга, постепенно кругами спускаясь все ниже и ниже. Гипс постоянно поворачивается к вам нужной стороной.

Последний совет, начинайте осваивать папье-маше с простых гипсовых форм.
___________________________________________________________

Выклейка папье-маше по модели  

Слепок из папье-маше можно сделать по пластилиновой
модели или по гипсовой форме, снятой с этой модели.Папье-маше по форме более гладкое, оно точно повторяет
поверхность скульптуры. Кроме того, по форме можно
сделать нужное количество одинаковых слепков.Папье-маше выклеивается по смазанной вазелином скульптуре,
когда оно фактурится мехом или другим материалом,
или нет возможности и времени заниматься формовкой.Дайте папье-маше головки просохнуть, и не спешите
его разрезать. Удалить пластилин можно через отверстие
в шее, выплавив его с помощью свечки (экспериментируя,
постарайтесь не сгореть).
Если придется разрезать папье-маше, не режьте его пополам.
Чтобы удалить пластилин, вырежьте часть затылка,
которую потом легко будет вернуть на место.

___________________________________________________________

Извлечение из формы и сушка

Извлекать готовое папье-маше из гипсовой формы необходимо чуть сырым.
Таким образом, вам не придется выдирать его с мясом, если оно местами
приклеится к гипсу, или если мало заметный «замок» будет всё удерживать
намертво.

Можно ничего этого не делать, и сушить папье-маше в гипсе, но тогда его
сухая поверхность станет пузыристая и рыхлая. Все это проявится после
нанесения первого же слоя левкаса (пустоты вздыбятся от влаги).

И так, начните с полей. Лезвием ножа проверьте, не приклеились ли они
где-то к гипсу (не отгибайте поля вверх, а пройдитесь под ними лезвием!).
Потом осторожно, тем же ножом, приподнимайте маше по чуть-чуть, ближе
к излому, двигаясь по всему периметру.

Когда за поля можно будет взяться руками, вытащите
полностью папье-маше из гипса, расправьте на нем
возможные вмятины, полученные от «замков»,
пригладьте распушившиеся клочки бумаги первого слоя
ладонью с клейстером.Остаётся самое простое, прихватить большими гвоздями
поля изделия к планшету для окончательной его просушки.
Это предотвратит коробление изделия.

К доске можно прибить гвоздями папье-маше с плоскими кромками. Такое случается,
когда куски гипсовой формы имеют плоское соединение.
А как быть, если линия соединения папье-маше идет по кривой. Тогда половинки прикладываются друг к другу
(можно капнуть клейстером в нескольких точках) и
фиксируются зажимами. Это предохранит папье-маше от коробления при сушке.
___________________________________________________________

Обрезка полей

Дождитесь полного высыхания изделия (я не люблю искусственной сушки в духовке
или микроволновке). Можно щелкнуть по нему пальцем и слушать «звон» сухого
картона, можно приложить его к щеке, чувствительной к сырости, любым способом убедитесь, что папье-маше
сухое, и только после этого начинайте его обрабатывать.

Острым сапожным ножом (или тем, что у вас есть), срежьте
усенку (поля) так,
чтобы не осталась ее толщины (смотрите рисунок).
___________________________________________________________

Сборка лицевой и затылочной частей
папье-маше головы

Очень часто для куклы делают из папье-маше только лицо,
которое закрепляют
на тряпичной голове или голове из пенопласта, а то и, просто,
на перчатке.Возьмите лист не самой грубой наждачной бумаги на тканевой
основе, и приклейте
его к плоскости доски. Кругообразными движениями о плоскость
с наждаком
удалите мелкие неровности на стыках половинок папье-маше
(не перестарайтесь).Медленно поворачивая половинки головы относительно друг
друга, найдите их точное положение. Сделайте отметку к
арандашом в нескольких местах у стыка.Смажьте торцы клеем ПВА, состыкуйте обе половинки
точно по меткам, и обмотайте резиновым жгутом.
Пока клей не высох, вставьте кончик ножа в перекосившееся
место стыка, и выравните его. Таким образом, проверьте
все соединение.

__________________________________________________

Если работа более ответственная, части папье-маше надо «сшить» перед
склейкой. Когда вы помечали взаимное положение деталей, через равные
интервалы карандашом другого цвета наметьте и места парных отверстий.
Пара отверстий с одной стороны шва и точно напротив пара с другой.
Перед склейкой проденьте изнутри в каждую пару отверстий кусочки
тонкой медной проволоки, слегка скрутите концы. Теперь обе части
папье-маше склеиваются, а концы проволоки попарно скручиваются,
стягивая шов, и заминаются внутрь стыка.

При желании, можно применить суровую нитку для стягивания краев папье-маше. Отверстия делаются с равными интервалами по обе стороны стыка. Нить протягивается, когда детали расставлены достаточно далеко друг от друга. Стяжка проходит постепенно, до полного соединения торцов с клеем.

Я рекомендую вариант с проволочками, он прост, надежен, и, главное, быстрее в работе.

Швы укрепляют полоской бязи смазанной клеем ПВА. Когда она подсохнет, шов выравнивают слоями папье-маше.

___________________________________________________________

Шейка головки и ее патронка

У головы перчаточной куклы есть одна обязательная деталь, шея с патронкой для пальца кукловода. Шея может присутствовать уже в скульптуре, но это усложняет техпроцесс.Редко когда перчаточной кукле требуется шея толще нашего пальца.

Всё начинается с фетровой прокладки. Сшейте ее нитками
по размеру нужного пальца (если размер пальца неизвестен,
делайте свободней). Скрутите из смазанного клеем картона
патронку по фетру на пальце.Высота шеи складывается из видимой ее части и той, что
войдет в голову. Место соединения патронки с головой
самое слабое звено. Берешь куклу в руки, а у нее головка
болтается на шейке, кто-то поспешил и вся работа пошла
насмарку. Когда голова с механикой, у нее прорезается
затылок для установки моргающих глаз или подвижного
ротика. В этом случае место соединения шеи с головой
легко укрепить изнутри (бумагой, тряпкой с клеем).
Тут же оклеивают полоской бязи внутренний шов стыка
папье-маше. Но если голова пустая, вскрывать затылок
бывает лень, и проклеивают соединение только снаружи.

 

___________________________________________________________

 Зачистка папье-маше

Часами сидеть перед гипсовой формой и оклеивать ее кусочками бумаги, дело нудное и утомительное. Но эту операцию не пропустишь. А зачистку готового папье-маше многие охотно пропускают, видя в корявой поверхности под росписью особый шарм. Не буду спорить, бывают случаи, когда вместо зачистки нужно искусственно добавлять корявость.Вам повезет, если папье-маше фактурится мехом или чем-то подобным.
Тогда все огрехи поверхности будут скрыты.

Грубым напильником проходимся по всей поверхности (по той,
что будет расписана). Вам страшно, вам кажется, что все
и так ровно и красиво. Напильник движется, наклоняясь по
поверхности, а не по прямой. Он снимет бугристость, сорвет
бумагу над пустотами. Не все места окажутся доступны,
тогда продолжайте грубой наждачной бумагой. Смажьте
ободранную поверхность клейстером, пригладьте рукой бахрому
бумаги. В таком виде изделие готово к оклейке фактурами
(ткани), но не для росписи. Высохшее папье-маше зачистите
мелкой наждачной бумагой.
___________________________________________________________

Левкас

Покрытие головы левкасом, самая пыльная и грязная работа.
Им окончательно выравнивают поверхность, он является
грунтом для последующей росписи. Знаю, вы можете
расписать и голое папье-маше, и все получится «клево».

Для тех, кто любит рецепты:

мел просеянный — 50 весовых частей;

Столярный клей разведенный — 15 весовых частей;

олифа — 5 весовых частей;

вода горячая -30 весовых частей.
В воду добавьте столярный клей, чтобы получить проклейку. Избыток клея придаст
левкасу хрупкость и жесткость (трудно шкурится, скалывается). Недостаток клея делает левкас мягким и сыпучим (легко шкурится, пачкается, как побелка). Смочите большой и указательный пальцы руки в проклейке, подуйте на них и сложите вместе, чтобы быстро разомкнуть. Если пальцы слиплись и с трудом размыкаются, клея много. Если пальцы чувствут легкий отлип, все в норме, можно добавлять мел до густоты сметаны (левкас быстро загустевает при охлаждении).

Количество олифы отмерять сложно. Одна мастерица учила меня считать, сколько
раз олифа булькнет, выливаясь из бутылки. «Рома, я опрокидываю бутылку над ведром
и держу ее, пока она не булькнет три раза». Избыток олифы делает левкас масляной
краской, которую невозможно шкурить, а недостаток, лишает левкас эластичности.
Ищите свои «бульки».

Перед нанесением левкаса, рекомендуется нанести на папье-маше слабую проклейку
(на любителя). Первый слой левкаса почти весь сошкурится, выявив множество
неровностей. Второе, основное покрытие левкаса, шкурьте мягче. Образовавшиеся проплешины подмажьте точечно, и окончательно зачистите. Левкасом издревле
грунтуют доски для икон, резьбу по дереву под позолоту, он активно используется в театральном деле.

Однажды, мне пришлось консультировать авиамоделистов. Они нашли заказ на изготовление марионеток. Специфика их мастерской проявилась в изготовлении невесомых головок. Они забыли, что это не самолет, голова должна иметь вес,
иначе плохо управляется нитками. Но в отделке поверхности они мне утерли нос, применив нитрошпаклевки, и нанесение росписи распылением нитрокраски. Получились куклы с аэродинамикой самолета!

Речь о том, что появилось много новых материалов и технологий,
знакомство с которыми полезно всем.
___________________________________________________________

Реклама