Технология создания перчаточной куклы (technology of creation of a manual doll)

by Рахман Файзулович


Технология создания перчаточной куклы
(technology of creation of a manual doll)

Вася



Чтобы избежать общих слов, рассмотрим устройство
конкретной куклы. Её голова выполнена из папье-маше
по гипсовой форме с детской скульптуры, и надета
не на палец, а на гапит, а вместо рук и ног сделаны
культяпки. Кукла соответствует всем профессиональным
требованиям, и предназначена для работы педагога
совместно с детскими перчаточными куклами.


Гапит

 

Нижняя подвижная часть конструкции упирается в ладонь руки,
а указательный и средний пальцы согнуты на проволочном крючке.
Они могут своими движениями поворачивать головку в стороны
и наклонять ее вперед. На гапите свободно висят плечики,
к которым крепится перчатка.

Так как голова на гапите удерживается двумя пальцами,
ее размер может быть значительно больше той, что
на фотографии. И, что очень важно, гапит поворачивает
голову в стороны (голова на пальце может только
наклонять голову).

Плечики выпилены лобзиком из двух дощечек с прорезями
на противоположных сторонах. Отверстия на концах
сверлятся после склейки дощечек на шейке гапита.
Один сантиметр равен двум клеткам.

Деревянная ось нижней детали гапита покрыта графитовой
смазкой и входит в отверстие торца рукоятки. Через
отверстие в нижней части «подпятника» продет шнур
его фиксации.
Деревянные детали выточены стамеской на токарном станке.

Гапит в разобранном виде.

Показаны плечики к которым крепится перчатка.

Как ни странно, но детям легче управлять куклой с гапитом.
Для них гапит делается с ручкой на один сантиметр короче,
и без плечиков.
Разработана масса различных конструкций гапитов.
Самая популярная состоит из двух коротких палок
соединенных резиновым шлангом. Наклонив голову
вперед, кукла может одновременно поворачивать ее
во все стороны (один недостаток, такой гапит управляется
второй рукой кукловода).


 Руки

Перед тем, как проектировать костюм, необходимо сделать
патронки на пальцы, управляющие руками куклы.
Они сворачиваются из тонкого картона с клеем ПВА
шириной в 7 см. В сыром состоянии один конец трубки
слегка сплющивается. Углы «ладошки» желательно
закруглить ножом или напильником.

Для мизинца надо сшить фетровый колпачек-вставку,
чтобы он не болтался в патронке.

Диаметр входного отверстия для двух патронок одинаков,
и рассчитан на большой палец.

Выверните подкладку швами вовнутрь. Вставьте в рукава
обтянутые тканью патронки, так, чтобы их «ладошки»
были внутри (для мизинца длинный рукав) и перетяните
рукава ниткой по линии пунктира на выкройке. Выверните
подкладку лицом наружу. Из рукавов будут торчать ручки.

Обратите внимание, патронка большого пальца слегка
развернута относительно мизинца по часовой стрелке.
Но когда пальцы соединяются вместе, они поворачиваются
одинаково.


Рукава верхней одежды не зафиксированы на руках,
они плотно подогнаны по месту сборками и тесьмой.

Снятие мерки с руки кукловода

Когда кукла сомкнет свои ручки, перчатка вытянется на спине

максимально. В этом положении кисти руки и снимайте мерку

для спинки. Оберните портновский метр вокруг распрямленной

на столе ладони и получите размер талии (25 см.)

 Тем же метром определите ширину спинки от кончиков

сложенных вместе большого пальца и мизинца через

тыльную сторону кисти руки, под костяшками пальцев.

( 29 см). Ширина сшитой из двух кусков грудки меньше
спинки на 3.5 см.

Если вы запутались во всех этих замерах, то приложите
кусок бязи к кисте руки со сложенными впереди пальцами
(мизинец и большой палец). Отметьте на ткани расположение
шеи, и окончания пальцев. На выкройке они соответствуют
красным меткам. Так вы определитесь с общими габаритами
перчатки. Посмотрите, если они сильно отличаются от
предложенной выкройки, внесите свои изменения.
Это особенно важно, если вы шьете на детскую руку.


Подкладка перчатки-костюма 

Спинка подкладки.

Подкладка для перчатки шьется из бязи. Она должна легко
отделяться от костюма для стирки.

Левая часть грудки с длинной рукой

 

Правая часть грудки с короткой рукой

Две детали грудки сшиваются друг с другом по зеленой
линии, образуя центральный шов. Полученная деталь
сшивается со спинкой по красным линиям (длинная рука
с длинной, короткая с короткой).

Готовая подкладка выворачивается швами вовнутрь, и
в таком виде на нее будут монтироваться руки и верхняя
одежда куклы.

Так выглядит подкладка на изнанке костюма нашей куклы
(вид передней части).

Верх рубашки 

Спинка и грудка рубашки одинаковые, но ассиметричные
(правая рука длиннее левой). Спинка пришивается к грудке
по красной линии. Места подгиба и крепления рукавов
указаны пунктиром.


Нижняя часть рубашки 

Низ рубашки (подол) в виде круга диаметром 28 см.

Внутреннее отверстие 8 см.
Подрубить края по красной линии. Подол обшит
декоративной золоченой каймой. Та же кайма скрывает
швы на рукавах рубашки.

Требуется найти место линии талии на рубашке, она выше
ее нижнего края. Все это делается на перчатке с рукой.
После примерки, юбка окончательно пришивается к талии.


Штаны

Верх штанов в виде прямой юбки из двух деталей.

Штанина
Две штуки. Длинна 20 см, ширина 8 см.

Штанина из одной детали сшитой в трубку, которая
присборивается на ноге. Предусмотрен вырез для
пальца кукловода.


Верх штанов

Верхняя часть штанов и места крепления рубашки и ног куклы.
_________________________________________________________

Ножка 

Выкройка ноги для ткани и сентипона.
Слой сентипона короче ткани, которая будет
подгибаться вовнутрь.

Схема показывает порядок вшивания ноги в присборенную
штанину. Желтым цветом указан сентипон.


Показана задняя сторона штанины с отверстием для пальца.

Белую подкладку надо вывернуть швами вовнутрь.
Вид сзади. Перчатка вывернута наизнанку. Показаны
ноги в штанинах.

Костюм смонтирован на подкладке 

В простейших перчатках голова надевается на указательный
палец руки кукловода. Отверстие имеет фетровый переходник,
позволяющий подгонять диаметр под разные руки.


Так выглядят фетровые вставки для картонных патронок
рук и шеи. Их размер подгоняется точно по руке актера.
Подобные вставки вшиваются в мягкие набивные ручки
и головы. Конус вдавливается в ватную или сентипоновую
набивку, края его входного отверстия приметываются
к ткани с набивкой.

Фетровый наконечник на пальце.


Парик

Парик сделан из витков пряжи, прошитых по центру
и разрезанных между строчек. Получившееся подобие
бахромы уложено на голове и зафиксировано клеем ПВА.

Практика показывает, что одна и та же головка может
использоваться для создания нескольких кукол
(сменные головки). В таких случаях, удобнее парик
с головным убором цеплять за два-три крючка,
укрепленных на голове.


Роспись

Голова расписана масляными красками. Если у краски
появится неприятный блеск, дуньте на свежую роспись
белой пудрой. Пудру можно добавлять в краску и в
процессе росписи.
Обратите внимание на известные приемы росписи,
усиливающие рельефность скульптуры. В одном случае
выступающие места головы можно сделать темнее, а все
углубления оставить светлыми (эффект загара). В другом
случае все делается наоборот, впадины затеняются,
а выпуклости высветляются (эффект потертости). Надо
помнить, яркие краски и тусклые, так же, как теплые
и холодные, зрительно расслаивают поверхность.
Яркие и теплые цвета «выступающие»
(красные щеки и нос),
а тусклые и холодные «удаляющиеся»
(периферия лица, шея).Объем с любой росписью надо ясно представлять
в условиях сценического освещения. Световая среда
способна преобразовывать форму до неузнаваемости.
Роспись куклы, играющей в условиях рыжего света
рампы, будет смотреться вульгарно при дневном
освещении. Но, стоит вам переписать лицо так, чтобы оно
хорошо смотрелось при дневном свете, и при свете рампы
оно поблекнет.

Расстояние, отделяющее зрителя от куклы, диктует не только
степень детализации росписи, но и ограничения на толщину
линии. Если усы кота нарисовать тонкими линиями, то на
расстоянии от зрителя они пропадут. Если зрачки меньше
того размера, который способны рассмотреть дальние
зрители, то их надо увеличить. Зрачки кукол театра окружены
светлым белком, так, чтобы они легче замечались с
расстояния (вытаращенные). Это все те преувеличения,
которые пугают обывателя, рассматривающего театральную
куклу на выставке в упор, «они такие страшненькие!».
Понятно, что с большого расстояния воспринимаются только
ясные силуэты форм, в противном случае, все смажется.


Глазки

Глазки выточены из дерева, покрыты белой нитроэмалью
и приклеены к лицу головки. Зрачки удобней расписать
цветной нитрокраской на месте после установки глаз.

Покраска шаров

Перед окраской шаров белой нитрокраской, опустите их в ацетон, и не вынимайте до тех пор, пока из дерева не выйдут все пузырьки воздуха . Теперь, когда вы будете окунать шары в белую нитрокраску, воздушные пузырьки не испортят гладкую поверхность. Дайте краске подсохнуть, и окуните еще раз. Следите, чтобы подтеки собирались на невидимой стороне глаз.


Головной убор

Полосатый колпак подшит к волосам. Во многих случаях он
имеет зафиксированную форму (каркас, подкладка и т. п.).


О тканях ничего не говорю, надеюсь, фотографии подскажут
вам их названия. Понятно, материал толстый и грубый
малопригоден для работы с костюмом миниатюрного размера.
Мне нравится трикотаж, батист, тюлевые сетки, все, что
создает мелкие складки. Они хорошо сочетаются с жесткими
гладко обтянутыми вставками (различные толщинки костюма
в виде горбов, животов, поясов). Фактуры в театре, тема для
отдельного разговора.

Уровень сложности конструкции куклы, ее художественное
оформление выбираются автором. Сделать этот выбор
осознанным помогают знания техники и технологии
изготовления куклы театра, и если эта серия статей окажется
кому-то полезной, мне будет интересно ее продолжить.
Можно подготовить разделы о фактурах и о механизации
кукол театра (минимум).  возможно, подготовлю  авторские
эскизы кукол.

Мне все так надоело, что глаза ни на что не смотрят.
Никогда бы не подумал, что я такой умный. Одно утешет,
после подготовки этих страниц в голове у меня не осталось
ни одной извилины, мозги круглые, как бильярдный шар.

Реклама