Куклы мультипликации — 2

by Рахман Файзулович


Куклы мультипликации — 2

 

Вряд ли когда я ещё вернусь к мультипликационной теме, у меня нет для неё читателей, но и бросить на полуслове начатое на предыдущей странице нельзя. Несколько слов о деталях работы, о ретро технологии прошлого века.


Стальные калёные шарики от подшипников отжигают в муфельной печи, чтобы в них можно было просверлить отверстия для проволочных ножек (2 мм). Когда ножки впаяны в отверстия, шары полируют до блеска на войлочном кругу в станке. Такие шары теряют свою прочность и со временем изнашиваются.
Если в калёных шариках создать канавку отрезным кругом и потом впаять в неё загнутый кончик проволочной ножки, шарнир будет более износостойким.

Латунные пластины сверлят попарно, сжимают струбциной и сверлят по разметке насквозь. С внутренних сторон по концам пластин высверливают сферы под шарики. Сверло заточено по шаблону шарообразно. От качества заточки зависит плавность работы шарнира. У меня нет сил подробно всё описать (нарезание резьбы и пр.), попробуйте дойти до некоторых деталей своим умом.

3291865_04 (700x362, 68Kb)

Шарнирные конструкции собирает слесарь из заготовок, выточенных токарем, это их специализация, но бывают нестандартные решения, когда слесарить лучше самому. Не забывайте, есть шарниры и деревянные, например, сферические, стянутые пружинами. Один из таких шарниров находится в поясе Железного дровосека.
Каркас очень мелких кукол для эпизодических ролей делают  из скрученного в жгут пучка тонкой мягкой медной проволоки. Она выдерживает многократное сгибание и разгибание (отожжёная).
Важно понимать, что жёсткость работы шарниров регулируется затяжкой винтов так, чтобы самыми тугими были нижние шарниры, на которых удерживается вся фигура при её движении, а самыми мягкими были кисти рук, шея и т. д. Часто, этого не удаётся добиться и кукловод вынужден использовать подпорки для куклы, подвески и прочие хитрости, засоряющие кадр.


Кисти рукскручивают из отожжённой медной проволоки, и припаивают к ножке шарнира. Далее идет обмотка формы нитками с латексным клеем (эластичным). Пальчики таких рук кукловод может многократно изгибать на съёмках. У дровосека кисти рук сделаны из листового свинца, который прекрасно гнётся.


Корпус по конструкции делают деревянный, пластмассовый, поролоновый в накрутку, всего не перечислишь.

Обшивка такой мелочи требует особой сноровки. Иголка с ниткой так входит в подогнутые вовнутрь кромки ткани, чтобы шов стягивался, будто одежды сшивали с изнаночной стороны на машинке. Ткани тонкие и эластичные. Обязательно учитывайте возможность вскрытия корпуса для ремонта шарниров.


Глаза
Учитывая, что на экране лицо куклы даётся крупным планом, монтажу подвижных глаз отводится особое внимание. Кукловод, желая показать движение глаз, вставляет в отверстие зрачка иглу и поворачивает ею шарик в нужном направлении. Шарик глаза прижат к лунке глазницы кусочком пружинистого материала (поролон). Всё внимание мастера направлено на получение минимального зазора между глазом и глазницей.

3291865_Myltkykli (700x389, 84Kb)

В деревянной пустотелой головке сверлится отверстие по диаметру видимой части глаза. Глазницу изнутри выбирают подходящего диаметра шарошкой с помощью дрели.  На выходе у глазницы снимается фаска.


3291865_Myltkykli01 (700x340, 61Kb)

В пластмассовой головке это делается проще. Когда комочек акрила вминается в гипсовую форму, вдавливаются и металлические шарики глаз в лунки гипса.


3291865_Myltkykli02 (700x295, 60Kb)

Забыл сказать, глазки кукол, это шарики от подшипников нужного размера. Их отжигают в муфеле, чтобы просверлить отверстие в зрачке. Понятно, что в акрил вдавливают калёные полированные шары точно такого же размера, что и глаза. Затвердевшую в тепле пластмассу вынимают из гипса (он был смазан вазелином) и зачищают бормашиной края маски и края вокруг шариков, чтобы их можно было удалить. От шаров остаются идеально гладкие глазницы, куда и вставляются окрашенные нитрокраской глаза. Пока не забыл, для уменьшения трения глаз поролон, которым поджимаются шары, присыпается пудрой.

3291865_Myltkykli03 (700x469, 101Kb)

3291865_P1030280set (664x602, 159Kb)

3291865_P1030279set (635x563, 142Kb)


Головка тщательно выравнивается, изъяны замазывают тем же акрилом. В качестве грунтовки под роспись берут белую нитрокраску с добавкой белой пудры (лучше шкурится).
Боюсь, вы не представляете себе, что такое шкурить и выглаживать поверхность миниатюрной скульптуры, это адское терпение и внимание. В некоторых случаях, особенно при заказе дублей куклы, есть смысл делать модель не из пластилина, а из твёрдых материалов (дерево, кость). Тогда вы можете довести чистоту обработки поверхности модели до идеала, и после её формовки гипсом, облегчить себе работу с отливкой.


Роспись делают масляной краской нежной торцовкой колонковой кисточкой. Пока роспись не высохла, её придувают пудрой, чтобы не было блеска. Опытные мастера окончательную роспись делают на полностью готовой кукле, когда она в парике и в костюме.


Напомню, при формовке гипсом пластилиновой скульптуры головы, в качестве перегородок используют тонкие лезвия бритв.


3291865_P1030272set (700x375, 139Kb)

3291865_P1030273set (700x551, 200Kb)

3291865_P1030278set (622x510, 132Kb)

3291865_P1030274set (571x439, 104Kb)

В кукольной мультипликации мимика персонажей отсутствует. Отсутствует и ладно. Не, режиссеру позарез нужно поплакать или посмеяться на экране. Для таких «творцов» приходится делать мимику съёмными масками. Можете представить, что это такое по представленным снимкам. Как видите, размер скульптуры меньше ширины двух пальцев, в ней два подвижных глаза (убрал для съёмки) и штырь для крепления к голове. В качестве штыря я использовал контакты разъёма кабеля электроники. Они хорошо удерживают лицо и легко вынимаются для смены мимики. Понятно, что «мама» намертво вмазывается в затылок изнутри головы, а «папа» вмазан в маску. Сложно подогнать стыки деталей, чтобы скрыть зазор, сложно подогнать сами штыри, сложно сохранить положение глаз на лице… Ну, а то, что получится на экране, мне вам лучше бы и не показывать.


Несколько бесполезных слов

Хочется дать последний совет, не показывайте готовую работу в случайной обстановке, на фоне рабочего хлама и без выгодного освещения. Обязательно создайте ровный фон нужного цвета, поищите заранее эффектную позу для куклы и обязательно выставите местное освещение. Не стесняйтесь, будьте профессионалом. Помните, у того, кто принимает вашу работу, должно сложиться впечатление, что она нравится всем сотрудникам студии. Он глуп и беспомощен, а если он ещё и художник-постановщик, то он зависим от мнения режиссёра. И в такой момент вам начнут неуверенно что-то мямлить, в чём-то сомневаться. Вам и ему важно заручиться поддержкой окружающего вас общества. Например, кто-то проходит мимо и восклицает, ух-ты, класс! Или, вламывается в мастерскую друг и говорит, ходят слухи, что ты шедевр создал! Ах, простите. Будьте режиссёром момента.


Бывают критические моменты, постановщик самодур и деспот, все его боятся и слушаются. Вместо того, чтобы подготовить вам эскизы, он начинает всё показывать на пальцах. Вы договариваетесь с ним и работаете по своему эскизу. Возвращается «барин» и говорит, что всё не так, тут надо углубить, там приподнять… В таких случаях без матюгов вежливо пошлите его… домой делать эскизы. И, представьте себе, работа может быть принита, и вам подобострастно пожмут руку. Не сердитесь на меня, если вас просто выгонят с работы.


Реклама