Рисованный мир кукольного театра

by Рахман Файзулович


Автор статьи в журнале «Интерпрессграфик»
Иван Коош


 

Фиксация первых впечатлений по­сле прочтения сценария, прослу­шивания музыки — рисунок. Сбор материала, поиски мотивов — ри­сунок. Формулировка мыслей — рисунок. Передача уже сложив­шихся представлений — рисунок. Основа разработки сценических элементов — рисунок.
Эти несколько фраз служат пу­теводной нитью в той работе, ко­торую выполняет художник, про­ектирующий фигуры, декорации и другие атрибуты кукольного пред­ставления. Кукольный театр дает зрителю единое визуальное впе­чатление посредством того, что куклы и окружающая их обста­новка образуют однородную ком­позицию. Внутренняя динамика композиции создается игрой раз­личных элементов и света. Эле­ментами картины могут быть в равной мере как декорации, так и куклы. Представление на ку­кольной сцене рождается в про­цессе компоновки мобильных ви­зуальных образов. Художник-проектировщик должен создать такую систему визуальных эле­ментов, которая пригодна для разыгрывания сценического дей­ствия. Из этого следует, что во­площаемое на сцене произведение представляет собой основу инспи­рации и, следовательно, играет решающую роль.
Настрой мышления «на волну» данного сценического произведе­ния означает первую фазу рабо­ты. На бумаге фиксируются за­рисовки, отражающие первые за­мыслы, импровизации. Опыт по­казывает, что к этим изначальным находкам часто можно возвра­щаться и на последующих стадиях работы. Процесс настроя опреде­ляется субъективным чувством восприятия. Музыка, богатая вну­тренней экспрессией, в особенно­сти, если творцом ее являются такие мастера, как, например, Барток или Стравинский, дина­мично приводит в движение ви­зуальную фантазию. В других случаях инспирирующий эффект производит сам литературный материал. Первая встреча с про­изведением, первые впечатления имеют решающее значение. Соз­данные на их основе эскизы затем последовательно обогащаются.
В рисунках формируются основ­ные мысли спектакля. Вообра­жаемое, пока еще бегло зарисо­ванное пространство постепенно заселяется. Открытость линии вдохновляет, свободный полет карандаша все дальше ведет в но­вый образный мир, созданный воображением художника.
Еще ничто не решено оконча­тельно. Очертания еще нечетки, они только начинают проявлять­ся, для формирования целого не­обходимо выявить частные де­тали.
Сбор материала — важнейший процесс этого периода. По мере накапливания мотивов, фиксации наблюдений с помощью наброс­ков собирается обширный худо­жественный материал. Тема по­степенно приобретает свои графи­ческие очертания. Создавая про­екты кукол и декораций, прихо­дится думать о согласовывании все большего числа факторов. Найденные на первой стадии ва­рианты порой приходят в стол­кновение с собранным позже мо­тивами и со сценическими требо­ваниями.
Эскиз куклы начинает обладать характером сценического образа в соответствии с ролью данной куклы в спектакле. К будущей ее жизни относится и проектирова­ние характерных движений. Мате­риал, из которого будет сделана задуманная кукла, точно так же играет определяющую роль, как и ее размер по сравнению к дру­гими фигурами и окружающими предметами. Выполненный на бу­маге рисунок — эскиз, помимо своего первичного зрелищного эффекта, несёт в себе множество информации. С помощью этих средств проектировщик фикси­рует свои соображения в отноше­нии подготавливаемого спектак­ля, ставит о них в известность постановщика, актеров и сотруд­ников-оформителей.
Созданный в эскизах кукол и декораций образный мир является первой конкретной формой спек­такля, который пока еще живет только в воображении. Необхо­димо, следовательно, чтобы этот образный мир представлял собой основу для стимуляции работы всего творческого коллектива.
Специфика кукольного театра со­стоит в том, что актер вместо себя пробуждает к жизни пласти­ческую композицию — куклу. Поэтому чрезвычайно важно, что­бы актер глубоко ощущал, по­истине чувствовал характер спро­ектированной фигуры. Кроме ана­лиза характеров, самое сущест­венное — это отождествление с пространственным миром, по­лучившим отражение в эскизах декорации, в совокупности же — отождествление с тем формаль­ным языком, который был сфор­мулирован в проектах.
Одобренные эскизы кукол и де­кораций подвергаются дальней­шей разработке в оформитель­ских мастерских путем создания массы новых рисунков. Исполне­ние, воплощение проектов в мате­риале, в пластической форме, в надлежащем масштабе требует наличия рабочих эскизов и черте­жей.
Для мастерской готовится, на­пример, эскиз в масштабе, ко­торый является не просто меха­ническим увеличением эскиза. Увеличение здесь вызывает не­обходимость разрешения многих частных проблем, не раз прихо­дится изменять и внутренние про­порции.
Изображенная на эскизе фигура с живыми движениями преобра­зуется в точной рисунок куклы лицом к смотрящему и допол­няется рисунком в профиль. Ис­полненные под разным углом зре­ния фрагментарные чертежи по­зволяют приступить к широкому кругу работ. Скульптур начинает моделировать или вырезать из дерева головы, между тем на ра­бочих столах техников разраба­тываются конструктивные реше­ния фигур. На эскизы в масштабе накладывается прозрачная калька, на которойсоздаетсяконструктив-ный чертеж куклы, ее «скелет». Варианты мобильных возможно­стей фигуры уже тогда «встраи­ваются» в ее конструкцию. В швей­ной мастерской создается не толь­ко одежда, но и «характер» кук­лы — из текстиля, кожи, пено­пласта и множества других мате­риалов. Задуманная фигура здесь становится пластической компо­зицией.
Проекты декораций должны проходить через целый ряд тех­нических фильтров. Этот процесс сопровождается созданием массы рабочих и технических чертежей-рисунков. После окончания сто­лярных, слесарных, обивных ра­бот элементы декораций готовы к тому, чтобы обрести вид, в ко­тором они предстанут на сцене. Художники изыскивают искусные технические приемы для усиления художественного эффекта спроек­тированных декораций. Проекти­ровщик, художник-декоратор при­сутствует при всех фазах работ. В интересах успешного воплоще­ния произведения на сцене все сот­рудники сплачиваются в единый рабочий творческий коллектив. Другое «крыло» творческой мас­терской находится на сцене, там, где актеры с нетерпением ждут встречи со своим «предметным обликом». Куклы на сцене попа­дает в предназначенный для нее пространственный мир, освещение акцентирует или размывает плас­тичность фигуры. Жизнь куклы с этого момента находится в руках актера, и под руководством по­становщика определяется драма­тургией игры. На сцене присут­ствуют и функционируют все эле­менты образной композиции, при­ходит в движение образный мир, созданный в проектах.
Рождается композиция нового качества, которая развивается по законам логики театра, и эта ком­позиция жизненна, многообразна и пластична.


 

3291865_img177 (700x474, 218Kb)

 

1  Барток.
Мать. Эскиз к проекту
2 Барток. Мать. Проект


[more]

3291865_img178 (700x475, 227Kb)

 

3  Барток.
Эскиз в масштабе к проекту Парня
4 Барток. Парен. Проект


3291865_img179 (700x474, 207Kb)

 

5 Технические рисунки фигуры Мавра из «Петрушки»
6  Стравинский. «Петрушка» Мавр. Проект


3291865_img180 (514x700, 261Kb)

7 Проект сцены к «Одиссею»


3291865_img182 (700x663, 314Kb)

 

8—9 Технический рисунок и эскиз
Эврилока
«Одиссей, странник морей»


3291865_img183 (700x670, 291Kb)

 

10 Одиссей. Проект
11 «Одиссей, странник морей». Эврилок. Проект


3291865_img184 (700x573, 256Kb)

 

12 «Одиссей, странник морей». Сирена. Проект
13 «Одиссей, странник морей». Эскиз к проекту Сирены


3291865_img185 (430x700, 207Kb)

14 «Одиссей, странник морей». Полифем. Проект


Статья будет полезна художникам и мастерам театральных кукол.
В ней особых откровений для специалистов нет, но публикаций на тему проектирования с рисунками крайне мало.


 

Реклама