Практика с масками

by Рахман Файзулович


Практика с масками

От предыдущих страниц по маскам
осталось много «лишнего» материала, который
жалко выкидывать. Учить кого-либо уже лень
(бывает же просветление в мозгах, и ты понимаешь
всю глупость этого занятия), просто, даю
мало связанные материалы. Мое понимание
темы не закон, которому все должны следовать, но оно
может оказаться для вас интересным.

Маска в простейшем виде, это ширма с отверстиями для глаз.
Вспомните бандитские шапочки. Конструктивные маски
обходятся без пластики скульптурных форм. В ширме для нас,
в первую очередь, важен размер и рисунок её силуэта.
Неудачный выбор этих базовых параметров погубит
все удачные находки в деталях оформления.
Маска любителя выделяется обилием деталей, которые
скрывают отсутствие в ней художественной идеи.


Отнесемся буквально к словам «маска, это ширма».


Прямоугольник, прекрасно стыкуемый с себе подобными,
выбираю, как данность, в качестве силуэта маски.
Остается выбрать размер ширмы. Задаем предельно
допустимые величины, самый большой и самый маленький размер,
которые обуславливаются габаритами человека и его лица.
В этих приделах и можно лавировать.
Ширма может быть жесткой рамой и подвижной драпировкой в виде штор (почему бы не вспомнить паранджу), может быть плоской и изогнутой. Все, что используется в традиционной маске, можно опробовать на ширме (цвет, фактура, любая роспись, аппликация, коллаж).


Маски-ширмы часто играют роль живых декораций.


Половинки соседних котов создают улыбку.


Примеры максимального размера маски-ширмы.
Всегда есть возможность поиграть с найденным мотивом.


Необходимо определиться с размером маски,
с ее цветом, который должен согласоваться
с цветом костюма


Рисованные маски из листа бумаги могут быть плоскими
или слегка изогнутыми по лицу, а могут иметь сложную
конструктивную форму.

Эскиз
Все рисунки предельно просты, чтобы их придумать,
не надо быть гением. Но при изготовлении масок по
этим рисункам изобретательный ум пригодится. Простота
проявляется не в графике, а в беззаботной импровизации
(как получится, так и будет). Задачи, создать конкретный образ,
не ставится.

Надо помнить, изображение глаз не всегда совпадает
со смотровыми отверстиями, лицо может частично
скрываться (полумаска), или перекрываться с большим запасом.
Расстояние между глаз поможет определить общий размер маски.
Приложите лист бумаги с отверстиями для глаз к лицу
и, глядя в зеркало, наметьте на нем ширину и высоту лица.
Вырежете размеченный шаблон ножницами. Теперь, рисуя маску,
вам будет проще согласовывать ее силуэт с имеющимся шаблоном.


Для тех, кто плохо разбирается в живописи, и избегает
ее аляповатости, рекомендуется использовать технику аппликации.

Вырезанные заготовки наклеиваются на бумагу.
Полученное изображение вырезается по периметру.


Живопись, исполненную в натуральную величину,
можно обрезать по периметру, сделать завязки,
и получить маску.


При некоторой сноровке самый беспомощный силуэт
можно спасти, декоративной росписью и иллюзией объема.
__________________________________________

Силуэт маски в процессе разработки образа может быть составным.
Этот прием с привкусом механичности очень эффективен в руках,
как опытных, так и начинающих художников. Особенно когда
требуется создать конкретный образ, а не «как выйдет».

У маски есть верхний уровень (с лобной частью), центральный

(с глазами и скулами), и нижний (челюстной).

Поиграйте с простейшими заготовками из бумаги
сближенных цветов. Возможность комбинирования
выбранных элементов облегчает поиск приемлемого
результата, особенно, если рисование не ваш конек.


Развитие найденного образа «пирата»
графическими средствами.


Угловатости рисунка маски пирата можно
противопоставить округлость полного лица.


Цвет в маске регулирует эмоциональное отношение к ней.
____________________________________________________________________________________


Несколько примеров декоративных масок.

Можно, используя имеющиеся наработки,
опробовать различные варианты цвета, изменить силуэт,
графику.

Когда будет найден образ, идея маски, она подскажет
возможную конструкцию ее воплощения.
.


Любая, даже плоская маска может быть отфактурена.

Маска часто дополняется головным убором.
В данном случае он венчает цилиндрическую маску-шлем.

Декоративный ритмический ряд.

В какие-то моменты хочется поиграть с имеющимися формами,
представить их в иной роли (значки).

Обычно, конструктивная маска составлена из простых элементов,
пропорции которых легко поддаются изменению.
Понятно, что данные образцы предназначены для пальчиковых кукол.

Надо помнить о декорировании маски драпировками,
лентами, цветами и прочими элементами.



Оклейка маски тканями, фольгой, фактурами, обычная практика.
Маска стандартной формы может превратиться
в произведение искусства.
____________________________________________________________________________________

Маски и дети

Все уже знают, что актеры не любят на сцене животных, рядом с которыми фальшь их игры особенно заметна.
Публикация детских работ после всех моих заумных рассуждений о дизайне маски равносильно такому же самоубийству.
Единственным утешением и оправданием может оказаться тот факт, что воспитал этих юных художников я сам, и многие мои взгляды на искусство отражены в их творчестве.


На этой странице масса контурных рисунков детей, каждый из которых
может послужить основой для создания маски.
Вы не найдете здесь идеальной симметрии лица, правильных форм носа или губ.
Здесь все нарисовано без царя в голове, все не правда,
но все удивительным образом пронизано жизнью.


Мои варианты раскраски возможно не точно следуют авторским рисункам,
нет возможности копаться в деталях. У кого возникнет желание воспользоваться
детскими идеями, может раскрасить контуры на свой вкус.


Многие живописные портреты дети рисуют в фас, ракурсы им пока
даются трудно. Я нашел в этом большой плюс для рассказа о масках.


Кроме плоских бумажных масок дети охотно занимались
изготовлением и росписью простейших объемных масок.
Конструкция их предельно проста (проще я уже не мог
придумать). Бумага складывается пополам, делается надрез
для носа под углом к ребру, само ребро от носа вниз
разрезается. Остается разрезы ребра завести друг за друга и
скрепить скотчем (получится челюсть).







Задача росписи не сложная. Дети только начинали
осваивать краски, пробовали составлять цвета,
соотносить их друг с другом. Рисунок минимальный.
Силуэт вырезался каждым по своему вкусу.


Великое множество масок требует к себе профессионального подхода, сложной технологии, инструмента и оборудования.
Многие из них хранятся в музеях и частных собраниях. Но мне полюбились легкие бумажные импровизации к домашним праздникам и детским карнавалам, которые создаются в дружной компании веселых и остроумных неумех, и потом исчезают в неизвестности.
Я бы хотел подробней рассказать о работе с такими масками, показать способы их изготовления, но это требует необыкновенной легкости души, которой у меня пока нет.

Реклама