1 — Дизайн маски

by Рахман Файзулович


Маске свойственно таинство сокрытия за неподвижностью мимики.
Это природа маски, ее корневая
сущность.

Отношение художника к форме и оформлению маски в процессе работы складывается из множества дополнительных факторов. Одни из них характеризуются личными пристрастиями автора, а другие носят объективный характер.

Назначение маски, материал, технология ее исполнения, все это влияет на работу художника, держит его в определенных рамках. Но, стиль эпохи, традиции, манера исполнения, это уже его субъективный выбор.
В одном случае, мы можем рисовать так, как нашей душе угодно, а в другом должны приспосабливаться к обстоятельствам. Разумеется, наибольшими ограничениями художник связан, работая на заказ, в театре или кино, там где присутствует воля режиссера или заказчика. Но и в свободном творчестве есть масса объективных факторов, от которых зависит успех дела.

Есть одна тема, которая всегда крайне интересовала меня, это взаимозависимость обобщения и условности в искусстве. И тут, маски дают неисчерпаемый материал для исследований. Особый интерес представляет использование темы «Маска» в методике обучения композиции.

__________________________________

 

ОБОБЩЕНИЕ, КАК МЕТОД

Интерес к обобщению формы вызван не только условиями восприятия образа (театр, монументальное искусство). Художники всегда стремились через различные способы обобщения, найти дорогу к индивидуальному творческому почерку, а то и к созданию целого направления в искусстве. Как это не странно, но в процессе обобщения одной и той же формы, каждый художник приходит к своему результату, отличному от других. Нет формулы успеха. Важно понимать, личность художника проявляется в том, как он понимает нужное и не нужное. Образ теряет всякий смысл, либо от чрезмерного обобщения, либо от чрезмерной перегруженности деталями. Везде нужно чувство меры, и у каждого оно свое.


Дионис (Древняя Греция)


Маски театра Древней Греции являются эталоном для многих поколений театральных художников.
Мало того, что маски достигали ширины плеч актёра, их обобщенные и гипертрофированные формы максимально учитывали условия зрительного восприятия.

По мере удаления, образ в глазах зрителей становился более реалистичным, расстояние смягчало «дикие» формы маски.


Обобщение можно представить в виде механического процесса. Достаточно на голову человека вылить, с перерывами на схватывание, несколько ведер жидкого гипса, и голова «обобщиться» до формы яйца. Пример не из художественной практики, но очень наглядный своей дуростью.
Творческое обобщение много сложнее. Чтобы убрать лишнее и выделить главное, надо научиться различать между собой эти вещи. В этом смысле очень полезно знакомство с японскими масками и куклами традиционного театра.

Hannya (Япония)


Традиционные китайские маски дают примеры плохой читаемости их на расстоянии.

Детализация левой маски избыточна, все смешалось в ажурном орнаменте.


Обобщение формы не должно происходить за счет потери
элементов ассоциативной связи с исходным объектом. Оставляйте хотя бы
малейший намек на то, что ваше яйцо, это голова человека, а не творение курицы.


УПРОЩЕНИЕ СЛОЖНОСТИ

На каком-то этапе упрощения рисунок превращается уже в символ или простой знак. Для обозначения позы человека достаточно иметь несколько спичек, а для создания образа куклы С. Образцову хватило шарика на пальце руки. В обоих случаях удалось обойтись только конструкционными элементами. В этом есть огромная мудрость. Все, что не работает на раскрытие идеи, не может нейтрально стоять в стороне, оно тормозит наше восприятие образа, искажает его идею.

Художник способен осознанно ограничивать себя определенным уровнем сложности,
упрощая форму и конструкцию.


АССОЦИАЦИИ КОНТЕКСТА

Любая условность безмолвна вне контекста. Два кружочка остаются кружочками, до тех пор пока их не охватить большим кругом. Тогда они становятся глазами или отверстиями пуговки. Палочка, пересеченная в своем верхнем кончике кривой линией, становится иголкой, та же вертикальная палочка между глаз-кружочков, становится носом. Эту удивительную черту нашего мозга, все воспринимать ассоциативно, мы удивительно легко забываем, приступая к рисованию!
Обобщение, ассоциативность и уровень сложности, все это звенья одной цепи в искусстве.
 

Овал с глазками воспринимается: то головой человечка, то солнышком,
то зверюшкой или цветком. Все зависит от контекста рисунка.


ОБОБЩЕНИЕ И УЗНАВАЕМОСТЬ

По мере удаления от нас, форма силуэта сглаживается, превращаясь в пятно с мутными границами. Мелкие зубчики выполняют роль штриховки, сглаживая края силуэта. Необходимо соизмерять количество деталей силуэта с возможностью их восприятия на расстоянии.
Уменьшив количество лучей, мы сохраняем узнаваемость силуэта на расстоянии.
 

 

Предельным обобщением звезды будет круг, который при удалении не теряет четкости границ.


Дорожные знаки должны быть хорошо различимы с большого расстояния. Этим объясняется отсутствие в их силуэтах мелких деталей, которые могли бы смазать
рисунок знака (вспомнил туманный контур зубчатого круга).


С уменьшением силуэта его мелкие детали, по которым он узнавался, исчезают. По этой причине художники театра стараются обобщать форму, заменяя множество мелких деталей несколькими непривычно крупными.


Хорошо известно выражение художников, — от общего к частному, и от частного к общему.
Это общепризнанная методика работы с натурой. Далее, в поцессе проектирования масок, попробуем рассмотреть первую часть
этой мудрости.


ДОВЕДЕМ СТЕПЕНЬ ОБОБЩЕНИЯ ДО АБСУРДА

Когда человек хочет что-то выделить в книге, он делает на ее полях пометку крестиком. Вспомните, как наиболее значимая часть народной куклы (kbwj) обозначалась вышитым крестом. Подобные изображения хорошо различимы на чистом контрастном фоне, и приравниваются к символам или знакам.

Образ теряет всякий смысл, либо от чрезмерного обобщения, либо от чрезмерной перегруженности деталями. Везде нужна умеренность, и все же…


Доведем степень упрощения до абсурда,
и попробуем двигаться в сторону большей детализации.
Остановимся на самом примитивном — на силуэте головы и на кресте, обозначающем лицо.

Круг приблизим к овалу лица, а крест станет символом его профиля.
Можно сказать, что сделаны первые преобразования.


Здесь уместно напомнить о необходимости учитывать
свойство нашего зрения, все незаметно смещать вправо
(оптическая иллюзия).

Крест в левом эллипсе расположен строго по центру, но воспринимается сдвинутым влево.
Крест в правом эллипсе сдвинут немного вправо, но смотрится по центру.
В центре красная линия расположена по серединее овала, и показывает внесенную коррекцию в расположении креста.



В дальнейшем силуэт может усложняться, но и эта форма способна работать.
Незначительная деформация знака, легкое изменение его
расположения в овале головы, изменяет и настроение образа, и ее ракурс.


1 — смещение знака в сторону придает голове ракурс (она слегка повернулась);
2 — Смещение вниз увеличивает лобную часть головы;
3 и 4 — изменение направления бровей меняет характер лица;
5 — смещение вверх увеличивает лицевую часть головы;


Максимальная условность графики вынуждает зрителя подключать свое воображение.
Вертикаль ассоциативно связывается с носом, а горизонтали с бровями, глазами и ртом.
Ничего не изображая конкретного, мы пытаемся вносить легкие изменения в рисунок
знака, проверяем его работоспособность.

Продолжая перебирать возможные варианты формы знака,
задумываемся и о его эстетике.




В некоторых вариантах рисунка улавливаются ассоциации
с древними письменами на камнях, требуется закрепить идею.


Позволим себе расширить графический минимум, заменив знак профиля
рисунком из нескольких пятен. Глаза приобретают свою форму.
Все варианты строятся на взаимоотношении
крупных силуэтов лекальной формы и овального фона.

Ограничим себя применением только лекальных линий.
Теперь просматривается образ египетского жука-скаробея.


Можно взглянуть на черное, как на овальный фон для белого,
а можно видеть черное поверх белого фона.
В зависимости от наших установок будет строится
вся дальнейшая работа над маской.



В нашем воображении удачные силуэты пятен и линии контуров
всегда имеют пространственное развитие.
В противном случае они изначально мертвы.

Любую простоту можно обыграть сложностями.
Добавим немного линейной перспективы, и оценим
конструктивные перспективы рисунка.


Включаем иллюзию пространства, объема, света.


Продолжим путь от простого к сложному.
Попробуем добавить к белому и черному третий тон.
Овал заменим прямоугольником.

Подобие помогает создать простейший стиль.
В одном случае доминируют прямые линии,
в другом лекальные.


Рисунок кота (поверим в то, что это кот) строится на сочетании
прямых и округлых линий.
Два следующих рисунка обошлись без прямых линий,
что придало им особую пластичность.
Играет свою роль в организации образа
и ритм повторяющихся элементов.
Надо заметить, что главная роль всегда отводилась черному
силуэту, и всегда он контрастировал с единственной тонкой линией
овала или прямоугольника. В маске старика так же присутствует
тонкая линия.


Продолжим усложнение рисунка.
У нас есть три тона,
но они не обязаны всегда оставаться черно-белыми.

Цвет, тон, фактура помогут «оркестровать»
любую графическую идею.


Тональная градация придает рисунку
пространственную глубину, с ней тоже можно играть,
опробуя различные варианты в действии.


От степени интенсивности самого темного и самого светлого применяемого тона
зависит яркость рисунка, его рельефность.


В первом случае преобладает черный и темно-серый тон
(белого тона в градиенте только узкая полоска),
во втором случае преобладает белый и светло-серый
(черного тона в градиенте только узкая полоска).
Характер двух рисунков различен, требуется выбрать
подходящий к вашему случаю.


Во многих случаях применяется ступенчатая градация тона.
Рисунок в этой технике проще в исполнении, он обладает
особой выразительностью.

Внешние различия рисунков вызваны применением
разного количества ступенек тона и выбора самого тона.


Трансформация, как средство развития темы.

Один из вариантов маски явно напоминает голову животного.
Пробуем развить эту тему, изменяя силуэт рисунка.
Меняем силуэт маски


Есть масса приемов для трансформирования исходной формы,
чтобы сравнить возможные варианты, или получить новый образ.


Оформляем в графическом виде результаты исследования.


В любой работе надо учитывать тот фон,
на котором она будет восприниматься. Вы можете проверить, как смотрится
маска в различных условиях.


Понятно, что пути от общего к детализации у каждого художника свои.
Здесь в упрощенной форме изложена одна из возможных тропинок.


Упростим все до абсурда, начнем с нуля, говорили мы в начале статьи.

А что будет, если начать с натуры,
а не с примитива?

Тогда работа над маской начнется с освобождения ее от избыточной информации,
начнется с обобщения.


Многое зависит от удачи в поисках натуры.
В данном случае используется кадр фильма «Короли и королевы»
с портретом его ведущего.
После, довольно многодельной обработки
(устранение видимых пикселей, случайной боковой подсветки, кривизны носа, небритости и т. п.)
имеем исходное изображение для различных манипуляций с ним.


Создаем из реального портрета видимость маски. Удаляем глазницы, уши, волосы.
Даже в таком, девственном виде, а мы форму сохранили, маска имеет право на
существование.




Возможно, появится интерес к шаржированию образа,
к изменению размеров и формы частей лица.



Портретная маска требует от художника высокого профессионализма,
даже, если подразумевается гротесковый характер ее исполнения.
Парик способен преобразить человека и без маски, но с маской эффектней.



Мне трудно не попробовать представить маску в виде головы куклы.
Вытаращенные зрачки характерны для всех театральных кукол и масок.
Такой взгляд сохраняет видимость глаз с расстояния.



Известно, как все стараются при случае схватить человека за нос,
и сделать из него Буратино (шутят). Мысль верная, начните с носа,
только не нужно увлекаться его длинной. Определитесь, какова
допустимая для вас предельная длинна. Как-только нос начнет превращаться
в безобразие, остановитесь. Разумеется, у художника может оказаться
и более серьезная мотивация к изменению формы носа.




Сокращается до предела затылочная часть. Подбородок у правой головы
смещаем к шее, а у левой вперед. Обязательно максимально увеличиваем «зеркало души человека», — глаза.
Остальное по вкусу (уши, парик и пр.).


Не всегда требуется портретная маска, часто мы просто отталкиваемся
от имеющегося прототипа, внося в него свои изменения. В таких случаях
полезно поиграть с линией профиля, разобраться в характерах,
возникающих при изменении того или иного элемента.

Подбородок можно сдвинуть вперед или назад.


Подбородок и лобную часть можно сдвинуть в одном направлении.


Подбородок и лобную часть можно сдвинуть в разных направлениях.


ТРАНСФОРМАЦИЯ

Степень обобщения может быть различной.



Рельеф маски можно обобщить
путем сглаживания выпуклостей и впадин формы,
либо путем усиления выпуклостей и сглаживания впадин.


Левая маска имеет более низкий рельеф, правая сохранила форму натуры.
Обобщенная форма маски технологичнее в работе,
ее проще перевести в материал.


Три женских профиля схожей формой лица, но различие в форме носа
легко улавливается. После его вытягивания, желательно сохранить
эти различия (с прогибом, прямой, выгнутый).


ТИПАЖИ РЕАЛИСТИЧНЫХ МАСОК

Представлено несколько реалистичных образов на основе типажей
фильмов. Первый взят из живописи. Три последних маски
«сняты» с одной героини.

До серьезного обобщения дело не дошло, но есть еще несколько страниц.

Реклама