Идеи движения в материале театральной куклы-01

by Рахман Файзулович


Идеи движения в материале театральной куклы

Страница о шарнирах требует развития темы о конструировании кукол, и я решил спуститься с небес на землю.


Кинематическая схема показывает найденный вами принцип работы механизма, а конструктивное решение показывает работу этого механизма в материале. Конструкций одного и того же механизма можно создать великое множество. Вы учитываете доступные вам материалы, технологии, условия эксплуатации, и многое другое. Надежность, рациональность и предельная простота во всем, — критерии оценки.


Взаимозависимость формы и механики

1399821270_01 (700x536, 32Kb)


1399821493_02 (700x626, 32Kb)

1399821519_03 (700x239, 18Kb)

Все начинается с работы над скульптурой, которая должна учитывать особенности конструкции механики. Линии щек на границе с челюстью должны быть параллельны между собой (вид спереди), в противном случае при движении они заклинят челюсть.

Профильный вид учитывает движение челюсти по оси вращения (закругленность формы, щеки должны скрывать заднюю часть челюсти).


1399821595_04 (700x397, 19Kb)

Движение челюсти по оси вращения и движение вверх-вниз по-разному согласуется с формой.

Здесь зубы служат прямой направляющей для продольного движения челюсти.


Подвижная челюсть

1399821680_05 (700x417, 18Kb)

1399821706_06 (700x594, 24Kb)

Леска выведена наружу для упрощения конструкции.

О гапите смотрите отдельную страницу.


1399821783_07 (431x700, 16Kb)

Леска управления скрыта от зрителя.

Типичный вариант конструкции механики рта театральной куклы.


1399821853_08 (700x628, 27Kb)

1399821890_09 (700x479, 19Kb)

Очень полезная конструкция рта «Буратино». Подвижна верхняя часть лица.

Две полусферы выточены из дерева, полукружия из фанеры вклеены для работы пружины.

На основе сферы существует много конструкций ртов для мартышек, оперных певиц и пр.


Подвижна нижняя губа

1399821966_10 (700x621, 24Kb)

1399822101_11 (439x700, 18Kb)

Очень простой способ привести нижнюю губу в движение без какой-либо механики.

Шляпная резинка, пропущенная в отверстия папье-маше по уголкам рта).


Конструирование механизма рта

1399822139_12 (699x299, 18Kb)

1399822174_13 (700x580, 20Kb)

1399822196_14 (700x385, 14Kb)

Пружина на растяжение и пружина на раскрутку.

Часто, пружина заменяется шляпной резинкой (но она со временем сохнет).


1399822216_15 (527x700, 19Kb)

1399822238_17 (700x629, 22Kb)

Мелочи, без них сложно создать что-то крупное.

Если деталь просто приклеивать к папье-маше, то она оторвется с верхним слоем бумаги. Полукольцо из мягкой медной проволоки «пришивается» к папье-маше более тонкой отожженной медной проволокой. Соединение укрепляется кусочками бязи с клеем ПВА.

В концы резинки вставляются металлические крючки. Это облегчает ее монтаж в трудно доступных местах головы куклы.

Медная петля или горизонтально укрепленный в голове стержень могут служить блоком для изменения направление движения лески. Следите за отсутствием на металле микро неровностей, которые могут перетереть эту леску.


Свойства рычага

1399822266_18 (700x577, 26Kb)

Простое движение нижней губы ротика.


1399822295_19 (657x423, 21Kb)

1399822315_20 (700x326, 16Kb)

1399822338_21 (700x326, 17Kb)

1399822358_22 (700x331, 18Kb)

1399822377_23 (700x331, 15Kb)

Задача конструктора, найти оптимальное соотношение жесткости пружины и легкости работы управляющей лески. Обычно, это ищется «методом тыка», когда вы пробуете перемещать пружину и леску на рычаге и выбираете направления их усилий.

У качелей есть переменные параметры: их общая длина, расположение точки опоры (оси вращения), расположение точек приложения силы (пружина, леска). Наши качели поднимают и опускают челюсть куклы легким усилием пальца кукловода. Это усилие берется за основу при выборе всех параметров механизма. Пружина работает мягче или жестче в зависимости от ее удаления от оси вращения и от жесткости самой пружины. Выбор точки крепления лески так же влияет на легкость работы механизма.

Найдя место крепления лески, вы, при необходимости изменения направления,  перебрасываете ее через дополнительный блок.

У марионетки, где все основано на силе тяжести, пружина заменяется грузиком.


Работа конструктора театральных кукол требует опыта и знаний физики.
Разумеется, существует множество интересных конструкций механизмов, я только хотел ввести вас в прихожую мастерской кукольника, стучитесь в дверь, изучайте опыт других и экспериментируйте сами.


Реклама