Конспект дизайнера -01 (мятая бумага)

by Рахман Файзулович


Отработка методики изучение и использование свойств материала в процессе знакомства с основами композиции (ритм, симметрия-асимметрия, равновесие, статика-динамика, акцент, контраст…)



Голова набита умностями, но она не следует даже этим прописным истинам.
Я на взлете, а из коллеги-преподавателя сыпется песок и советы, советы… В редких разговорах о работе, он старается быть со мной предельно деликатным, бормоча себе под нос, — вы студентам больше показывайте, они учатся глазами, а не ушами.

Как мне хочется отрешиться от интересов, у которых я по инерции все еще в рабстве.
Действительно, зачем художнику рисовать до самой гробовой доски, если у него уже нет к этому делу интереса?
Из всех возможных занятий для лентяев выбираю фотографию. Портрет, пейзаж, натюрморт, мои глаза на это устали смотреть, тем более, что рядом нет топ модели или спортивного автомобиля, и приходится брать то, что оказывается под рукой.


3291865_01 (611x700, 240Kb)

3291865_02 (700x528, 206Kb)

3291865_03 (666x700, 241Kb)

3291865_04 (700x477, 108Kb)

3291865_05 (607x700, 213Kb)

3291865_06 (621x700, 253Kb)

3291865_07 (700x567, 222Kb)

3291865_08 (700x574, 284Kb)

3291865_09 (700x544, 255Kb)

3291865_10 (580x700, 279Kb)

3291865_11 (700x510, 246Kb)

3291865_12 (700x669, 341Kb)

3291865_14 (700x673, 254Kb)

3291865_13 (570x700, 218Kb)

3291865_15 (525x700, 169Kb)

Эстетика творится формой, светом, ритмом, контрастами и нюансами, симметрией и асимметрией.


Когда студентам не успели приготовить для работы инструменты и материалы, меня спасла бумага. Нужно было иметь наглую физиономию (а она у меня была), чтобы на пустом месте с пачкой писчей бумаги создавать на ходу вводный курс композиции, задвинув официальную программу в дальний угол.

Идея было до наивности простой.
Студенты работали с материалом руками, без каких либо инструментов! Мне хотелось избавить их от гламурных дизайнерских проектов, выполненных по чертежам с помощью скальпеля, линейки, клея и прочих традиционных премудростей. Требовалось, по ходу знакомства со свойствами материала, быстро импровизировать на заданные композиционные темы. Тогда я не мог предположить, что каждое задания превратится для них в открытие.
Казалось бы, простое дело, смять в кулаке лист белой бумаги! Выяснилось, что сминать можно множеством способов, получая при этом фактуры разных рисунков и разного масштаба. Хаотичное сминание и складывание листа упорядоченными складками, складывание в мелком масштабе и в крупном!

На первом этапе мы работаем с одним плоским или рельефным объектом.
Выясняем роль взаимодействия фона и объекта, фактуры и света. А взаимодействие основано на контрастах форм, фактур, тона и т. п. Девственное мышление студентов о существовании подобных вещей не подозревало.


Умение показать работу.
Ассоциативное мышление в дизайне, равнозначно работе отношениями в рисовании с натуры. В проектировании чувства создаются намеками на спрятанное в нашем подсознании.
И все же, первое, что необходимо было всем уяснить, — объект мало придумать и создать, его надо уметь «выставить», и это умение входит в сам проект!
По наивности ученики показывали мне свои работы в руках, или на столах в куче рабочего мусора. В таких условиях ни я, ни сами авторы не могли толком оценить достигнутое. Только в конце занятий, когда мы устроили просмотр работ на специально оборудованной площадке с чистым фоном нужного цвета и подсветкой, ученики увидели, как преображалась их рванина, становясь маленькой драгоценностью!  Обсуждение оказалось важной частью обучения, когда глаза и уши учились работать вместе.

Ограничивая себя одним объектом и одним материалом, однотипным освещением, мы исключали из экспериментального процесса посторонние шумы. Надо понимать, что стиль, это осознанное ограничение в средствах.

Как только мы сталкиваемся с объемом, с пространством, мы должны думать об освещении, как реальном, так и в цифровой его редакции..


3291865_16 (700x550, 264Kb)

3291865_17 (700x414, 168Kb)

3291865_18 (700x462, 223Kb)

3291865_19 (700x341, 173Kb)

Даже такие простые упражнения дают студенту представление о композиционном центре.


3291865_20 (700x635, 304Kb)

3291865_21 (700x590, 307Kb)

3291865_22 (700x396, 188Kb)



Умение выгодно выставить свою работу.
Коллективный просмотр и обсуждение.
Отбор средств создает стиль.
Объект для  демонстрации композиционного средства.
Умение анализировать эстетические качества работы, определять ее достоинства и недостатки.

Учиться нужно глазами, ушами и, главное, руками.


Реклама