Эстетика пластики формы

by Рахман Файзулович


Игры с пластилином

Пластика — 1

Концентрация пластической формы перед монотонной конструкцией здания из бетона и стекла, обычный прием в современной архитектуре. В большинстве случаев подобная скульптура обладает декоративными формами, которые могут вызывать у зрителя определенные ассоциации.

Я вспомнил об этом, создавая серию учебных заданий с применением пластичных материалов. Методика пришла из дизайнерской школы, но вразумительных ее описаний и примеров работ нигде нет.

Мятая бумага, бумажные ленты, бумажный объем, дерево… то, что было в «Конспекте дизайнера».
И, вот, пластилин.

Начнем с простого, каждый материал обрабатывается в своей технологии, которая и диктует форму и ее эстетику.  То, что можно получить из листа бумаги, не сделать с пластилином, и наоборот.

1408293841_01 (700x547, 27Kb)


1408293905_02 (700x659, 35Kb)

Подготовим исходные формы.


1408293929_03 (443x700, 24Kb)

Сдавливая по оси вращения цилиндр, получим форму, отражающую это действие.


1408293951_04 (288x700, 19Kb)

Скручивая по оси призму, получаем форму, свойственную этому действию.


1408293975_05 (324x700, 23Kb)


1408294007_06 (284x700, 25Kb)

Пластилин в целлофановом мешке погрузили в горячую воду.

Форма имеет закономерности, связанные с техпроцессом.


1408294040_07 (336x700, 26Kb)

1408294062_08 (419x700, 21Kb)

Проникновение одного элемента в другой.

Форма отражает взаимодействие ее элементов.


1408294098_09 (324x700, 23Kb)

1408294125_10 (264x700, 18Kb)

1408294146_11 (272x700, 19Kb)

1408294166_12 (351x700, 22Kb)

Развитие ассоциативного образа может идти по разным направлениям.


Учебные задания должны продемонстрировать не только взаимосвязь технологии и формы, но и способность учащегося разглядеть в этом эстетическое начало.



Пластика — 2

Логика без чувства даже в науке подозрительна, а что уж говорить об искусстве. Помните, как в детстве нам постоянно чудились смутные образы в каждом подтеке на стене, в каждом корявом пне мрачного леса.

 Я и сейчас ищу в искусстве неопределенности, они расширяют диапазон моих видений в прекрасном.


1408543891_01 (401x700, 33Kb)

Невзрачный камешек устроился на осколок камня с ровными гранями.
Если их вытащить из груды мусора на чистый лист бумаги, дать мягкий свет и сфотографировать, получим скульптурную композицию.
Даже, если это возникновение дружбы двух камней, она все равно вызывает во мне теплое чувство.
Плохо быть одному.
 При желании, можно вспомнить законы композиции.
Контраст порядка и хаоса, уравновешенность масс, статика.

1408543926_02 (440x700, 30Kb)

Дырка, особенно, если она правильной формы, придает многозначительность любой дряни на постаменте.
Можно сказать, что это памятник бурильщику дырок.
Тут уместно вспомнить о композиционном центре.

1408543949_03 (700x636, 42Kb)

Скульптура может состоять из множества элементов, но это множество можно разбить на две группы с противоположными свойствами.
Тут нет хаоса. Группы контрастны по форме, но сходны в своей тяги к правильности.

1408543969_04 (610x700, 42Kb)

Плоскости геометрии и пластика, контраст.


1408543990_05 (447x700, 31Kb)

Форма проникает в пространство, стремится к ажуру.


1408544020_06 (444x700, 28Kb)

В моем представлении, это золотая рыбка.
Скажу так, этот шедевр я, от нечего делать, скатал между ладонями, впечатал в него глаза и добавил хвост.
 Можно сказать, что это монолитная форма с выбросом ее части.

1408544051_07 (568x700, 43Kb)

Не будь тут глаза, рыбка могла стать и деревом.
Очень важный момент. Мы используем детали в виде знаков зрительной ориентации.
Стоит нам добавить к хаотичной форме такую деталь, и хаос превращается в образ.

1408544076_08 (700x668, 54Kb)

Сама по себе форма существует, но жить начинает при соответствующих условиях.


1408544101_09 (388x700, 23Kb)

Стоит вам нанести едва различимые детали на кусок бесформенного пластилина, как он превратится в голову.
Мы работаем с резкими гранями и с мягкими переходами одной формы в другую.

1408544123_10 (700x678, 48Kb)

Когда все пластично и скучно, добавьте немного угловатости. Именно она станет центром притяжения для взгляда зрителя.


1408544145_11 (285x700, 17Kb)

Взаимодействие масс.
Комок пластилина приобретает смысл.

1408544174_12 (298x700, 22Kb)

Рано или поздно, вам, как и мне, захочется вылепить что-то человеческое.
Из плоского листа пластилина сам собой сложился мятый пустой мешок.
Помня о видениях и чувствах, я напрягся и прилепил нос промеж двух дырок.
На постаменте все смотрится внушительно.
Пространство проникает в форму.

1408544201_13 (700x455, 32Kb)

Теперь можно и поиграться.
Голова рыбки стала в моем воображении любознательным ребенком.

1408544228_14 (531x700, 30Kb)

Если вам хочется испортить шедевр, начните его уродовать деталями.
Очень скоро в работе покажутся признаки «профессионализма».

1408544250_15 (531x700, 31Kb)

1408544274_16 (531x700, 27Kb)

1408544297_17 (531x700, 31Kb)

1408544317_18 (570x700, 32Kb)

1408544349_19 (700x696, 56Kb)

1408544374_20 (624x700, 28Kb)

1408544396_21 (690x700, 32Kb)

1408544416_22 (700x622, 36Kb)

1408544438_23 (533x700, 29Kb)

1408544457_24 (700x627, 29Kb)

1408544477_25 (699x617, 31Kb)

Взглянув на все в целом, я понял, что работал под впечатлением бронзового литья Древней Греции.

Какой бы смысловой нагрузкой форма не обладала, смотрите на нее профессиональным взглядом.
Изучайте соотношения масс, характер перетекания одной поверхности в другую, скопление или разброс деталей…
Мне хочется обратить ваше внимание на эстетику отвлеченных форм. Если вам удастся разглядеть в них гармонию, то она обязательно будет присутствовать и в вашей «настоящей» скульптуре.

Не так уж и сложно вылепить «правильный» нос или глаз, сложно превратить их в ваше открытие.


Пластика — 3

В скульптуре мне всегда хочется найти красоту пластических переходов одной поверхности в другую, найти неожиданные конструктивные связи форм. Этим поиском я пытаюсь заразить и учащихся, которые наивно полагают, что скульптор, это тот, кто может точно вылепить корову.

 1408903022_01 (700x592, 39Kb)

Дизайн, как и архитектура, сосредоточен на изучении красоты конструкции, красоты пропорций и материалов. Если учесть специфику театральных кукол, то ко всем этим красотам следует добавить механические трансформации объектов. Что бы вы ни придумали, красота не должна раствориться при первом же движении куклы.


1408903127_02 (277x700, 25Kb)

1408903154_03 (305x700, 25Kb)

1408903175_04 (279x700, 22Kb)

1408903194_05 (321x700, 28Kb)

1408903220_06 (546x700, 45Kb)

1408903246_07 (360x700, 26Kb)

1408903284_08 (249x700, 20Kb)

1408903327_09 (247x700, 19Kb)

1408903370_10 (230x700, 22Kb)

1408903395_11 (614x700, 34Kb)

Перебор вариантов взаимодействия двух конструктивных элементов.
Одновременно вносятся изменения и в формы этих элементов, уточняются пропорции и размеры.

Если отказаться от шарнирных соединений, то простым сложением деталей различными способами можно достичь большего эффекта (но это требует отказа и от деталей комбинируемых объектов).


1408903418_12 (662x700, 45Kb)

Я настроен работать для настольного театра.
Знаете, актеры сидят за низким столом перед детьми и, двигая по нему простенькие самодельные куклы, рассказывают свои небылицы. В качестве кукол могут быть использованы детские кубики, сложенные бумажки, коллаж и т. п. Так я пытаюсь обосновать результаты своих пластилиновых размышлений.


Мышка, ежик, птица?
И то, и то, и то. Все определяют выбранные вами детали (знаки зрительной ориентации).

Поиски конструктивных идей.
В эскизах нет фактур, цвета, деталей. Все это появится на следующем этапе работы.

Если у вас есть воображение, то попробуйте представить пластические эскизы в тщательно обработанном дереве, дополненном элементами росписи или текстуры. Представьте себе грубую ручную работу в самотвердеющей пасте, или дешевый пенопласт и шпаклевку, которые помогут вам в считанные минуты сотворить чудеса.


Пластика — 4

Ну, попадись ты мне, урод,
я из тебя сделаю человека!

Преподаватели просят вас следить за конструкцией головы, потому что вы рисуете или лепите портрет сикось-накось. Понять конструкцию головы, ее черепа, дело сложное.
1413359635_02 (625x700, 128Kb)
Когда вы лепите по представлению, вы можете следовать любой придуманной вами конструкции, но проще всего идти к пониманию конструктивности, конечно, от куба или его родственников, где только прямые углы и параллельные плоскости.
3291865_03 (496x700, 196Kb)
Разумеется, всю эту ерунду я написал для тех, кого мои опыты с пластилином сильно напрягают.
В поисках методики, я открыл для своей созерцательности много ненужностей,
которые покрывают собою всю практичность нашего опыта, знаний и эмоций.

 Помните детские рисунки человечков, — палочки, кружочки.
Часто, этих средств хватало для создания образа, где отображена только конструкция!
И никому не приходит в голову назвать это методом обучения конструктивному мышлению.
1413359875_04 (679x700, 154Kb)

1413359963_07 (700x647, 64Kb)/3291865_07 (700x647, 273Kb)

Птица, нищий, ребенок, старик…

1413362192_08 (514x700, 100Kb)
1413362224_09 (502x700, 95Kb)
1413362300_11 (542x700, 119Kb)
1413362355_13 (498x700, 92Kb)
1413362441_16 (485x700, 89Kb)
Разбросайте элементы и они превратятся в отвлеченные формы.
Все детали что-то значат пи определенном их взаимодействии.

 К отвлеченным формам добавили деталь, которая останется образом и в одиночестве.
Это голова с глазами и носом.
1413362519_18 (502x700, 106Kb)
1413362579_20 (468x700, 89Kb)
1413362667_23 (486x700, 94Kb)
3291865_25 (507x700, 208Kb)
3291865_28 (409x700, 111Kb)/3291865_28 (409x700, 178Kb)
3291865_30 (693x700, 271Kb)

3291865_31 (557x700, 228Kb)

3291865_35 (700x593, 174Kb)



Эксперименты дизайнера с пластикой реализуются в театральных куклах, в сценических декорациях.


ВОЙНА

3291865_ (486x700, 131Kb)

Когда вы сами задали конструкцию формы, следить за ней и понимать ее много проще.


 Вага штоковая


Пластика — 5

1414083195_01 (525x700, 106Kb)

1414083232_02 (465x700, 95Kb)

1414083262_03 (498x700, 93Kb)

1414083297_04 (505x700, 99Kb)

1414083328_05 (445x700, 91Kb)

Три объекта составляют единую форму.
Изучите возможные комбинации их взаимодействия,
работа конструктора театральных кукол начинается уже со скульптуры.


1414083351_06 (468x700, 98Kb)

1414083379_07 (700x591, 122Kb)


1414083408_08 (699x417, 85Kb)

1414083441_09 (700x510, 106Kb)

По инерции мы воспринимаем лежащюю форму человеком, но это собака с хвостом.


1413369053_47 (700x599, 127Kb)

1413369090_48 (700x677, 134Kb)

1413369152_50 (700x664, 139Kb)

1413369210_51 (700x576, 116Kb)

1413369275_52 (699x397, 78Kb)

1413369298_53 (700x451, 94Kb)

1413369330_54 (699x311, 63Kb)

1413369362_55 (700x351, 70Kb)

1413369391_56 (700x359, 73Kb)

1413369415_57 (700x405, 79Kb)

1413369443_58 (458x700, 115Kb)

1413369474_59 (406x700, 86Kb)

1413369504_60 (431x700, 90Kb)

1413369532_61 (468x700, 103Kb)

1413369562_62 (487x700, 107Kb)

1413369588_63 (497x700, 111Kb)

1413369614_64 (548x700, 114Kb)

1413369645_65 (562x700, 111Kb)

1413369676_66 (563x700, 112Kb)

1413369746_68 (569x700, 122Kb)

1413369770_69 (601x700, 114Kb)

1413369848_70 (576x700, 94Kb)

1413369897_73 (577x700, 106Kb)

1413369925_74 (549x700, 94Kb)

1413369954_75 (700x355, 64Kb)

Творец отдыхает!

1413369979_76 (587x700, 117Kb)

1413370008_77 (553x700, 101Kb)

Я упорно продолжаю настаивать на эстетической самоценности конструкции формы при минимуме деталей.



Пластика — 6

Кажется, это Бог первым вылепил кого-то из глины и вдохнул в него душу!


1413368772_41 (628x700, 152Kb)

1413368827_42 (631x700, 156Kb)

1413368869_40 (700x676, 151Kb)

1413368904_39 (636x700, 136Kb)

1413368939_43 (532x700, 90Kb)

1413368973_44 (515x700, 91Kb)

1413368999_45 (514x700, 88Kb)

1413369023_46 (566x700, 103Kb)

1413369713_67 (700x572, 99Kb)


Пластика — 7


Эстетическое воспитание, ассоциативное восприятие образа, красота материала, технология его обработки.

Читать мало, надо иметь опыт работы, стремление решать творческие задачи.


1409079150_00 (700x523, 42Kb)/1411900249_00 (700x523, 42Kb)

1409079236_01 (700x547, 27Kb)/1411900377_01 (700x547, 27Kb)

Комок пластилина скрывает бесконечные возможности для скульптора. Прелесть в том, что готовую работу можно вновь вернуть в тот же комок.


Скульптура раскрываться с каждым своим поворотом, но путешествуя вокруг шара,
не трудно понять, что он не создан для открытий.
Поиски начинаются с решения стратегической задачи.
Размышляем о форме: она может быть монолитной, компактной, тяжелой,
может быть легкой, ажурной, пронизанной воздухом пространства,
может быть составной из контрастных или родственных частей,
может быть пластичной или угловатой…

1409079260_02 (228x700, 16Kb)/1411900451_02 (228x700, 16Kb)
1409079294_03 (234x700, 17Kb)/1411900479_03 (234x700, 17Kb)
1409079313_04 (219x700, 16Kb)/1411900502_04 (219x700, 16Kb)

С деталями нужно быть строже. Ничего для красоты, только самое необходимое.


1409079334_05 (255x700, 20Kb)/1411900539_05 (255x700, 20Kb)

Новое развитие темы, более конструктивное и лаконичное.


1409079352_06 (396x700, 25Kb)/1411900573_06 (396x700, 25Kb)

Я частенько устанавливаю шары глаз в скульптуру головы куклы.

На этот раз работа застопорилась, не имея четкого видения образа, возникло желание все к черту бросить. Зачем-то напялил на пластилин очки.

Мятая форма ожила в моем воображении!


1409079373_07 (245x700, 19Kb)/1411900625_07 (245x700, 19Kb)
1409079392_08 (217x700, 22Kb)/1411900674_08 (217x700, 22Kb)
1409079413_09 (243x700, 21Kb)/1411900703_09 (243x700, 21Kb)


Пластика — 8

1409079447_10 (385x700, 29Kb)/1411900733_10 (385x700, 29Kb)

Обратимся к традиционной кукольной головке.

Кроме глаз в ней ничего нет, и это изматывает.
Сложно достичь симметрии, сложно уйти от рыхлой поверхности формы, сложно выбрать конструкцию головы.

Одно знал точно, мне нужен идеал красоты, болванка, на которой будет добавляться детали.


1409079468_11 (700x560, 38Kb)/1411901070_12 (605x700, 26Kb)
1409079497_13 (323x700, 23Kb)/1411901006_13 (323x700, 23Kb)
1409079547_15 (437x700, 37Kb)/1411900965_14 (367x700, 32Kb)
1409079569_16 (490x700, 44Kb)/1411900938_15 (437x700, 37Kb)
1409079592_17 (406x700, 36Kb)/1411900907_16 (490x700, 44Kb)
1409079613_18 (452x700, 40Kb)/1411900864_17 (406x700, 36Kb)

1414083869_P1070767 (637x700, 93Kb)

1414084016_P1070756a (700x671, 87Kb)

Работая над скульптурой головы куклы, постоянно прикладываешь к ней различные фактуры и аксессуары, мысленно представляешь краски ее росписи.

Художник может искать образ на бумаге и в объеме одновременно. Частенько пластилиновый эскиз расписывают гуашью для пущей убедительности.


1409079634_19 (199x700, 15Kb)/1411900810_19 (199x700, 15Kb)

Мужчина или женщина, ребенок или взрослый, старость или молодость?

Рабочая болванка для постоянных экспериментов.


P1080820_1 P1080821_1 P1080822_1Положительный герой.


3291865_P1080604_1 (700x672, 244Kb)

3291865_P1080623_1 (700x660, 230Kb)

Ваши пластические эскизы материализуются в материале.



Прохожу практическую школу обучения, говоря читателю, делай как я.
Уверен, мои вкусы будут вами отвергнуты, и вы начнете искать свой путь. Не важно, только идите.


1414083470_12 (664x700, 122Kb)

1414083499_13 (552x700, 92Kb)

1414083525_14 (627x700, 122Kb)

1414083554_15 (700x670, 124Kb)

1414083577_16 (674x700, 154Kb)

1414083602_17 (700x630, 123Kb)

1414083624_18 (670x700, 128Kb)

1414083684_19 (700x645, 116Kb)

1414083713_20 (700x641, 136Kb)

1414083750_21 (657x700, 148Kb)

Округлые формы, как бальзам для души кукольника.
Кажется все так просто, яичко и глазки…
И вновь я делаю упор на поисках взаимодействия форм.


Пластика — 9

Лепка стала спасением от виртуального существования,
она сродни прогулке по земле, которую ты с удовольствием топчешь ногами.

Даже рисунок и живопись не дают такого радостного ощущения жизни, как процесс лепки.

Стремишься создать что-то оригинальное, то, что сделает тебя личностью.
В такие минуты в голове возникают гениальные мысли:

— Свет не для выявления формы, форма для игры со светом.
Мы творим световые переходы, дробим его на большие и малые капли, создаем скачки света, удары и падения.
Создавая зримость, мы создаем и чувства. И это тоже эстетика формы и света, и нет тут сюжета, но есть движение чувств;

— Математический куб, пирамида в песках пустыни, — ни психологии, ни драматургии, но вы охвачены чувством восторга. Красиво, разумно, непостижимо!

— Чувство взлета! Вы можете добиться его без пёрышек, выщипывайте их нещадно, не можете, — тогда пришивайте крылья.
Эстетику замысла легко перечеркнуть банальными (очевидными, ожидаемыми) деталями;

— Я не воспеваю отвлеченность, я пытаюсь доказать присутствие базовых эстетических качеств в работе, на которых держится смысловая детализация образа. Если в логике конструкции нет эстетики, не будет ее и в законченной «красивыми» деталями работе;

— Когда копирование внешнего мира для вас уже не проблема, когда вы уже научились понимать, что искусство созерцания не менее ценно, чем искусство созидания, тогда обучение сводится просто к умению воспроизвести свой внутренний мир.
И что тут сложного!


Работа над эскизами головок театральных кукол.

1415467805_05 (700x322, 20Kb)

1415467862_06 (700x441, 23Kb)

1415467884_07 (700x408, 25Kb)

1415467903_08 (700x352, 20Kb)

1415467922_09 (700x297, 20Kb)

1415467938_10 (699x408, 24Kb)

1415467956_11 (700x290, 20Kb)

1415467973_12 (700x497, 26Kb)

1415467990_13 (699x462, 25Kb)

1415468009_14 (483x700, 31Kb)

Мне кажется, что жизнь скульптуры театральных кукол счастливей монументов на площадях и в музеях.


1415468105_01 (700x207, 14Kb)

1415468121_02 (700x290, 21Kb)

1415468136_03 (699x278, 20Kb)

1415468153_04 (700x433, 25Kb)

Мне это напоминает японское искусство Нэцкэ.
Миниатюрная декоративная резьба по кости или дереву.
Часто, там трудно разглядеть фигуры людей.

В сказках героиня встречает нищенку в грязном тряпье, которая оказывается доброй колдуньей (или злой, если героиня злая).

Моя птичья старуха получилась из остатков пластилина на который я случайно прилепил мятую маску. Мятую, потому-что она была наложена тонким слоем на маленькую бумажную маску. Бумагу убрал, а маску покрутил в руках и скомкал на остатки пластилина.
Так родилась идея накладной лепки на временной жесткой основе.
Кстати, геометрические формы часто нуждаются в дополнении скульптурным рельефом, это смягчает их внешнюю сухость.

01 02 03 04 05 06 07


1415468026_15 (700x268, 17Kb)

Подходящюю по форме плошку из мастики покрыл ровным слоем пластин из пластилина.


1415468051_16 (698x217, 16Kb)

Выравнил зазоры пластин руками и наложил массу в форме носа, скул и подбородка.


1415468070_17 (700x235, 17Kb)

В охлажденном состоянии маска отделяется от основы, случайные деформации выправляются.


Эта методика позволила мне легко изменять конструкцию лица, его мимику и пластику формы, что ускорило создание эскизов головок театральных кукол и масок. Путем трансформации маски растяжением и сжатием относительно профиля, легко найти нужные пропорции головки.



Театральная скульптура носит прикладной характер хотя бы в том,
что она должна учитывать особенности зрительского восприятия (расстояние, двидение…), технику и технологию изготовления, требования конструкторов.
Но пока речь о методике экспериментов с пластикой.

Не стремитесь к психологии в скульптуре театральной куклы через нагромождение деталей. Есть много примеров, когда кукла играла без лица, например, балетные номера с планшетными куклами в черном кабинете.

Скульптура в театре обрастает специфической похабщиной, — ее расписывают, украшают париками, текстилем. Скульптору нужен не малый опыт, чтобы научиться предвидеть подобные наслоения (противостоять им).

По неопытности, мастера увлекаются механикой головы, не понимая, что гораздо важнее изучить трансформацию конструкции самой куклы, а не моргание глазок и шевеление губ.



Реклама