Куклы и дети — 1

by Рахман Файзулович


Куклы и дети — 1

Театральные куклы, это привлечение детей к художественному конструированию. Нет хитроумного кроя с многочисленными клапанами для склеек, нет обтекаемых форм, плавно переходящих одна в другую. Объем создается предельно экономными средствами, и основное время отводится изучению взаимодействия этого объема с цветом, с графикой и фактурой. Пространственная конструкция воспринимается во множестве ракурсов. Можно сохранить цельность восприятия формы, чтобы любой новый ракурс только подчеркивал это, а можно разрушить, получив из целого разрозненные элементы.

Занятия носят практический характер, лекции о теории оставляются на потом, и то исключительно для преподавателей. О методике скажу только одно. Стремитесь создавать для учеников такие обстоятельства, при которых они вынуждены принимать самостоятельные решения. Не давайте им готовые рецепты!
_______________________________________________________________________

1. Куклы-перекладки 

Когда мы занимаемся с куклами-перекладками (а в простейшем виде, это похоже на технику аппликации, объема нет, а пространство плоское), мы думаем в перспективе о пространственной композиции. Перекладки можно назвать вводным курсом в эту дисциплину.

На самом деле, такие куклы интересны и взрослым художникам. Многие мультфильмы снимаются с куклами-перекладками, которые покадрово меняют свою позу. Они могут быть разрисованы или иметь сложную рельефную форму и фактуру. Часто, детали в суставах соединяются простейшими шарнирами. 

Помню, первый раз дети получили от меня по набору цветных бумажек простейших геометрических форм.
На экране проектора все следили, как я, ничего не рисуя, превращал бумагу в человечка, как он менял свою позу, пропорции.
Поверьте, из одинаковых наборов деталей к концу занятия учениками не было составлено ни одной одинаковой работы. Все мои комментарии сводились к демонстрации удачных композиций на экране проектора, показу возможных изменений в расположении деталей.
Всем очень хотелось посмотреть свою работу на большом экране. Дети были в восторге. Они почувствовали власть над материалом, то, чего не было в графике или живописи! Они могли с легкостью менять пропорции, размеры, цвет деталей. И, главное, пришло понимание роли взаиморасположения деталей в построении образа! В руки или ноги прямоугольники превращались только тогда, когда занимали соответствующее место относительно всех деталей.
Наверняка, вы замечали в детских рисунках, что руки и ноги человечков всегда в одном положении, руки растопырены в стороны, а прямые ноги без движения. И не так-то просто убедить малыша придать образу движение. 

Со временем создается набор из заготовок разных форм и цвета. Их легко нарезать из цветного картона фоторезаком.
Заготовки могут быть и не правильной формы, могут быть с узором, могут быть не только из бумаги, но и из других материалов (фольга, пуговицы, спички).
Понятно, что удачно найденная поза и пропорции куклы легко фиксируются клеем или скотчем на бумаге и выставляются на обозрение.

Художественное конструирование ведется параллельно с графикой и живописью, и многие учебные темы осознанно дублируют друг друга. После знакомства с перекладками, малыши быстрее начинают в рисунке фломастерами применять «заливки» цветом, уходя от чисто контурной техники.

Геометрические фигуры малыши запоминают быстро, легко различают их и знают, как они называются (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
В процессе этих занятий крайне эффективно проходит знакомство детей с цветом, с цветовыми сочетаниями. Для младших групп это: основные цвета, контрастные сочетания, родственные. Для старших: насыщенность цвета, теплые-холодные цвета, родственно-контрастные сочетания, ахроматические цвета. Специально подготовленные наборы деталей позволяют легко изменять цветовую палитру куклы-перекладки. Происходит знакомство с таким сложным понятием, как пропорции. Все перечисленные темы можно давать детям по мере их востребования, а не как обязательные элементы программы. Не надо играть в учителя, просто общайтесь с ними, поживите их интересами.

От геометрии переходим к знакомству с понятием силуэт. Детям по силам вырезать произвольные силуэты на глаз, без предварительного рисунка. При кажущейся корявости деталей, собранные куклы получаются смешными и теплыми по настроению.

 

Множество случайных цветов. Ахроматические цвета .

Основные цвета. Теплые родственные цвета. Холодные родственные цвета.

Холодная и теплая цветовая гамма родственно-контрастных сочетаний.

Светлота может меняться .

Ослабление насыщенности и высветление тона.

Профильные перекладки бывают очень выразительны.
На этих примерах можно говорить о пропорциях и о их контрастах.

При желании, читателю можно воспроизвести куклу в картоне.

Если фотопортрет наклеить на картон и вырезать, то из него может получиться забавный кукольный образ. Его подвижные детали помогут придать перекладке любую позу. Адресные поздравительные открытки такого типа пользуются большим успехом. 

Педагогу надо иметь дурашливый характер, чтобы вписаться в детские фантазии. Чем бы он ни занимался, итогом является игра-импровизация с детьми и их куклами.

Шарниры

Количество шарниров зависит и от возраста творцов.
Те, что постарше, могут усложнить конструкцию, делая ее более подвижной.
В простейшем виде, «суставы» прикалываются иголками в пенопластовый экран.

Если в суставах сделать отверстия, то их можно соединить портновскими кнопками. Они удобны при разборке демонстрационных кукол.

Многие мультфильмы снимаются с куклами-перекладками, которые покадрово меняют свою позу кукловодами. Детали в суставах соединяются простейшими шарнирами, но некоторые мультипликаторы обходятся без шарниров, получая свободу движения.
Каждая бумажная деталь с изнанки оклеена фольгой и черной бумагой (клей БФ). Это делается до того, как все элементы будут вырезаны. Фольга предотвращает коробление бумаги в процессе съемки, а черная бумага защищает от бликования в стекле, на котором куклы «играют».
Ось шарнира из тонкой медной проволоки делается со шляпкой в виде спиральки с ножкой. Спираль заклеивается кусочком бумаги с изнанки детали. Нижняя деталь накалывается на ее ножку, которая так же закручивается в спираль и заклеивается бумажкой. Такие шарниры слегка прижимают детали друг к другу, исключая болтанку.

Образец перекладки. Показаны ее детали.

Тем, кто занимается декоративным искусством, рекламой, оформлением различных объектов, следует внимательней присмотреться к возможностям подобных кукол. Они могут быть маленькими и огромными, металлическими и деревянными. Они могут быть неожиданными!

Перекладка в чистом виде. Подвижность ее деталей не связана шарнирами, их нет.

Несколько фаз движения. 

Перекладки для мультипликации не так просты, как может показаться. Они могут быть разрисованы или иметь сложную рельефную форму и фактуру (полуобъемные куклы из пластмассы).

Понятно, что с развитием цифровой мультипликации применение перекладок смотрится архаикой, но съемки кино не единственное их применение. Вспомним плоские куклы теневого театра, Яванские куклы или игрушки-марионетки.

Встретив в продаже игрушечных плоских собак или лошадок в виде марионетки, вспомните перекладки.

Все движения марионетки основаны на силе тяжести, поэтому, не пытайтесь их вырезать из бумаги. Обычно, их делают из листового металла, когда они маленькие, или из дерева, когда они размером 15-20 см.
На принципиальной схеме куклы-игрушки нет подробностей ее изготовления.
Дети самостоятельно не будут этим заниматься, а взрослые сами сообразят, как обеспечить свободное движение шарниров (зазоры, шайбы). 

Собака меняет позу. Одни нити отпускаем, другие подтягиваем.

_______________________________________________________________________