Конструирование из бумаги
by Рахман Файзулович
Конструирование из бумаги
«Конструирование из бумаги» можно рассматривать,
как продолжение развития темы
ассоциативности в искусстве, затронутой в тексте к маскам
«От общего к частному».
Кроме того, этот материал будет полезен
для понимания следующей публикации о масках,
основанных на конструировании.
Вступление
Основная цель курса не в изобретении оригинальной конструкции из бумаги (конструкция предлагается преподавателем), а в развитии навыков ассоциативного мышления. Воображение художника способно обнаружить образ там, где обычный человек ничего не видит. Попробуйте стать таким художником, здесь не требуется владение рисунком для создания иллюзии объема на бумаге. Здесь создается реальный объем из бумаги.
В каждом конструктивном элементе заложены потенциальные возможности эстетического формообразования. Наша задача, научиться создавать простые пространственные формы, основанные на использовании конструктивных свойств листового материала. Бумага и упругая и ломкая, она режется, гнется, складывается. И главное, она не требует специальных условий и оборудования для работы. Мы сознательно идем к форме от заданного способа конструирования. Выполнение работы минимальными средствами, станет одним из признаков успеха.
Число возможных вариантов формы на основе любой базовой конструкции может быть неограниченно большим. Достаточно перебрать варианты, полученные за счет изменения пропорций или изменения формы внешних очертаний. Важно найти гармонию между эстетикой формы и ее конструкцией.
Последовательность выполнения заданий:
— используете предложенную вам конструкцию для создания возможных вариантов форм на ее основе;
— анализируете возникающие формы, пытайтесь понять, какие образы они рождают в вашем воображении, какие возникают ассоциации;
— найдите способы усиления тех свойства формы, которые участвуют в формировании ассоциативного образа. Измените форму в деталях так, чтобы она яснее напоминала образ, рождаемый вашим воображением;
— Объемная форма, взаимодействуя с фактурой, цветом, освещением в пространстве, способна преобразиться в нашем восприятии до неузнаваемости. То, что ранее выглядело непонятно и холодно, после добавления росписи, фактуры и соответствующего освещения и фона, приобретает законченность и эстетическую определенность в фотоэтюде.
Авторские работы на данную тему пояснят смысл курса.
Лист бумаги сложен дважды.
Одна половина центрального долевого ребра сложена наружу,
а другая внутрь.
Полученная форма напоминает голову с ушами.
Вносим изменения в силуэт,
чтобы утвердить наше представление о голове.
Создание образа в виде маски на основе одного ребра жесткости
(сложенный пополам лист бумаги).
Лист бумаги с тремя ребрами.
Край основания обрезан для устойчивости бумаги
на плоскости стола.
Первое, что приходит в голову, перед нами маска.
Добавляем глаза и рот.
Тему маски можно развивать в разных направлениях.
Возможны уши.
Бумага сложена в разных направлениях
по одной прямой линии (наружу и внутрь).
Получено два ребра и плавные изгибы поверхности.
Попытка соединить скрепками свободные краев бумаги.
Один из вариантов конструкции напоминает голову
или головной убор. Для усиление ассоциативных связей
создаем боковые отвороты.
Развитие предыдущей темы, разработка дополнительных
элементов образа на основе цилиндров.
Цветные трубочки в приготовленном корпусе
напоминают ноги.
Собрана конструкция человечка из четырех деталей.
Бумажная трубка ассоциируется с головой.
Для усиления этой связи, добавляется еще один элемент,
определяющий на голове место для лица или морды животного.
Конструкция проста и не требует пояснений.
Маска из единого листа бумаги.
Одна склейка на переносице и две скрепки по краям.
Маска из единого листа бумаги с двумя склейками
(на лбу и у челюсти).
Маска из единого листа бумаги с семью ребрами жесткости.
Две склейки – на лбу и у челюсти. Варианты трансформации челюсти
(растяжение по ширине).
Конструкция из двух деталей.
Итогом выполненного задания являются фотоэтюды.
Выбор удачного ракурса модели, ее освещения и компоновки в кадре, едва ли не важнейшая часть работы над проектом.
Здесь не затрагивались вопросы цвета, фактуры, графики,
всего того, что касается внешней детализации образа.
Роспись конструкции
Достаточно взять бумагу с разным цветом на ее сторонах, и пространственная конструкция преобразится по сравнению с той, что выполнена из белой бумаги. Разный цвет каждой грани, разный узор однотипных граней, или продолжение цвета, рисунка, текста с одной грани на другие, дают разные результаты.
Фрагментарная роспись.
Конструкция не хитрая, и роспись не претендует на уникальность.
Выход на это решение помогает взглянуть на конструкцию, как своеобразную сценическую выгородку, где плоскости и каркас создаются не бумагой, а деревом или металлом.
Поиски асимметричного решения.
Введя центральную плоскость, мы меняем конструкцию.
Стандартный прием. Конструкция с прямыми линиями заполняется росписью не правильных форм с кривыми контурами.
Способы печати, применение тиснения или золотой фольги, подбор фактуры бумаги, все это обеспечивает оригинальность решения поставленной перед вами задачи.
Между головой и задом предполагается плоское туловище.
Это может быть подвижная кукла, декорация, ширма кукольного представления.
Эскиз можно усложнить деталями, трансформировать во что-то иное.
Мне хотелось показать, как игры с бумажными конструкциями помогают созданию определенного стиля в практической работе художника, как они влияют на развитие его дизайнерского мышления.
Лента
Меня всегда беспокоило, что читатели отнесутся к подобным бумажкам, как к пустякам, и методика обучения не будет ими принята.
«Выкройка» фигуры понятна по рисунку. Один надрез у хвоста и три перегиба в одну сторону.
Бумага подсвечена акварелью.
Один из вариантов росписи (масло) в дизайнерской графике.
Далее пытаюсь обыграть сложенную ленту в составлении орнамента.
Для себя я мысленно держу в голове оформление сумки-пакета для бутика.
Если сложить две ленты зеркально, получим фигурку на четырех ногах.
Лист бумаги складывается. Отступив немного от ребра , ножницами отрезаем полоску бумаги. Делаем надрез на длинну хвоста и надрез с противоположной стороны до головы (его можно расширить). Ребро в районе головы выворачиваем на другую сторону и складываем по рисунку ноги.
Делается это все на глаз быстрее, чем описывается.
Понятно, для чистовой модели из хорошей плотной бумаги надо сделать выкройку. Эксперименты с разной бумагой и размерами подскажут вам и технологию работы. Часто в два слоя бумаги вклеивают фольгу для жесткости конструкции. Места сгибов продавливают по линейке тупым инструментом или делают легкий надрез поверхности.
В декоре можно использовать принтер, аппликацию, трафарет и пр.
Компьютерное моделирование и фото бумажной модели.
Попробуйте согнуть лист бумаги вдоль и поперек не перегибая его в ребро. Так вы почувствуете направление волокон бумажной массы.
Можно вырезать эллипс и получить плоскую основу для маски. Но всегда хочется иметь для росписи объем, пускай и простейшей формы. Как склеить конус мы знаем, но если вместо вершины ввести вертикальное ребро, получим более сложную форму.
Конструкция усложняется в рамках выбранного приема.
Не нужно много ума, чтобы склеить реалистичную карнавальную маску из множества кусочков по сложной выкройке. Попробуйте озадачить студента исследованиями простоты, пускай он находит красоту в малом минимальными средствами.
Внешний контур может быть самым разным, многое зависит от размера бумаги.
Если надо получить верхний край маски из бумаги плавно изогнутым, подклейте к нему каркас из проволочки.
Пластичность контуров контрастирует с прямой формой линии носа.
Есть много способов усложнить конструкцию, один их них, введение дополнительных ребер жесткости, которые дробят поверхность на более мелкие части.
Прямая линия носа сходится с двумя такими же прямыми лобной части.
Если ввести дополнительные ребра от основания носа, произойдет зрительное членение маски на челюстную и черепную части.
Следующие картинки из других страниц.
Даже простейшие пространственные конструкции дают возможность поиграть с цветом и фактурами, поупражняться в применении некоторых приемов композиции на плоскости.
Мне хотелось показать вам методические возможности данных упражнений. Каждый учащийся сможет найти свой вариант развития исходной конструкции из бумаги. Маска не самоцель, а средство развития дизайнерского мышления. Часто, работа с объемом порождает идеи, которые воплощаются в других материалах и технологиях.
Развитое ассоциативное восприятие полезно иметь всем творцам, но в сумме с художественным и конструктивным мышлением. Это свойственно архитекторам, театральным художникам и дизайнерам. Дайте им три битых кирпича, и они выложат из них гармонию, организуя фон, цвет и свет, так, что этот мусор можно будет продать на аукционе.