Формовка

by Рахман Файзулович


Формовка


Немного о технологии изготовления головы куклы

Эскизные варианты куклы могут лепиться из пластилина совсем крошечными. Скульптурная модель головы для папье-маше обязательно лепится в натуральную величину.

Не надо увлекаться сложными формами головы не имея опыта формования гипсом. Простейшая гипсовая форма для папье-маше состоит из двух кусков. Следите, чтобы эти куски не имели замков (отвесных стенок). Эти поднутрения не дадут вам вытащить папье-маше из формы (представьте себе сужающийся к верху пластиковый стакан).


Замки в формовке

Линия раздела формы намечена точно, нет и замков в скульптуре.

Нос нависает, создавая замок в форме.

Скульптура не создаёт замков, но линия раздела формовки намечена не правильно.
Надо намечать шов кусков по наибольшему размеру головы.

Разумеется, избегать замков рекомендуется только для облегчения
формовки. Если же замысел автора требует сложной скульптуры,
на замки не обращают внимания. С нее придется снимать сложную
кусковую форму.


Подготовка скульптуры к формовке

Если модель можно разрезать на части, или вылепить частями, то процесс формовки значительно упростится.


Быстрая заливка гипсом


Для того чтобы форма была устойчивой на столе при работе
над папье-маше, в процессе формовки создают бугорки-ножки.
Это особенно важно, когда форма используется многократно.


Чтобы гипс не растекался по столу, вокруг модели можно
установить заграждение.
 


Перегородки

Гипсовые формы могут состоять из одного и более кусков.

Половинки голов из пластилина, разложенных на доске,
заливаются одним куском. «Круглую» скульптуру перед
формовкой необходимо разметить для установки на ней
перегородок. Процесс ответственный, требуется избежать
образования
«замков».

Первую голову мы разделим перегородкой по линии ушей
на две части.

Голову можно положить на комок тряпки лицом вверх.
На горизонтально расположенную скульптуру удобнее
заливать гипс (меньше стекает). Удалять палку или нет,
решайте по обстоятельствам. В данном примере она не
нужна после разметки кусков формы.

Вторую голову так делить нельзя. В лицевой части получится
«замок» под крючковатым носом. Делим голову
по профильной линии.

Перегородки нарезаются на полоски из тонкой жести или пластика.
Они втыкаются внахлест друг к другу по линии разметки куска
формы перпендикулярно поверхности головы.


Работа с гипсом. Инструменты

Мутовка — палка для разведения гипса в ведёрке с водой.
Она может быть с крестовиной или с мотком жесткой
проволоки (не забывайте очищать ее от раствора до его
схватывания).
Ведро полиэтиленовое для разведения гипса, или разрезанный
выше диаметра резиновый мяч. Засохшие остатки гипса легко
удаляются, если резину или ведро помять руками.

Пригодится сито и детский совок, ножи для зачистки формы,
Стек петлеобразный для удаления пластилина из формы.

Работа форматора «пыльная», надо позаботиться о спецодежде
(фартук, обувь).

Не делайте запасов гипса, если работаете с ним редко.
Срок его хранения ограничен тремя месяцами.


Процесс формовки гипсом

Ведерко заполняется холодной водой, в которое, осторожно
пригоршнями, всыпается просеянный гипс, до тех пор, пока не
покажется вершина горки. Дайте островку гипса пропитаться
водой (островок потемнеет) и быстрыми вращениями мутовки
размешайте раствор. Полезно пальцами размять комочки гипса
в ведре, которые мутовка не достала. Свободную воду на
поверхности размешенного раствора иногда полезно слить.

Если пластилиновая модель лежит горизонтально, ее можно

осторожно заливать раствором из гипсовки в один прием.

Если же она расположена вертикально, то ее оплескивают рукой

(ладонь с гипсом резко отбрасывают вращательным движением

в сторону модели). В этом случае процесс требуется повторять

после схватывания первого тонкого слоя, до получения нужной

толщины.

Сметанообразная консистенция раствора хорошо затекает во
все мелкие углубления скульптуры, и все же, при нанесении
первого слоя гипса, осторожно продуйте ртом ответственные
места, чтобы удалить случайные пузырьки воздуха.
Когда глина покрыта тонким слоем жидкого гипса, загустевшими
остатками проложите бугорки-метки на выпуклых местах.
Они подскажут толщину формы при заливке ее вторым густым
слоем гипса. Толщина зависит от размеров формы.

Если требуется тонкая и легкая форма, то перед нанесением
второго слоя гипса проложите кусочки пакли. Они охватят форму
своеобразным каркасом.

Одну половину головы, разделенной перегородкой,
залили гипсом.

Перегородки удаляются после полного схватывания гипса.
Следы неровностей от них зачищаются ножом, иначе
второй кусок не отделится от первого. Если кусковая форма
снимается для отливки по ней гипсового слепка, то по
краю зачищенного торца первого куска кончиком ножа
добавляют несколько углублений-лунок. Это марки, они
служат для точной фиксации одного куска с другим. Если
форма для папье-маше, то марки не нужны.

Второй кусок после смачивания водой глины, заливается
точно так же, как и первый. Только вместо перегородок из
жести будут зачищенные стенки первого куска (лицо),
которые нужно смазать вазелином.

Ножом очистим места стыков двух форм и осторожно
разъединим их молотком и деревянными клинышками
(колышки вбивайте каждый раз, отступая от предыдущего,
а не с противоположных сторон). Иногда полезно покапать
в образовавшуюся щель водой. На этом рисунке форма
делится по линии ушей.

Образец гипсовой формы из двух кусков, лицевого и затылочного.

Форма очищается от глины или пластилина, промывается и сушится
(можно не очень горячим воздухом), если она для папье-маше.

Все изъяны, такие, как случайные бугорки или ямки выравниваются
ножом или пластилином.

Бывает неудачное разъединение кусков, когда они раскалываются
на части из-за тонких стенок. Эта беда поправима. Перед
просушиванием, сложите куски (при необходимости свяжите веревкой)
и наморозьте поверх швов немного гипса. Изнутри выравните
сколы пластилином.


Немного полезной информаци для тех, кто любит рецепты:

70 весовых частей воды на 100 весовых частей гипса.

Не старайтесь месить раствор, который уже начал схватываться,
иначе процесс нарушится.

Чем гуще разводите гипс, тем тверже получите форму, и наоборот,
жидкий гипс после схватывания получается мягким. Это надо
учитывать при создании формы под расколотку.

Гипс в процессе схватывания расширяется в объеме, проникая
в мельчайшие поры формы. Гипс, залитый в керамику, способен
разорвать ее. Слабый известковый раствор препятствует
расширению гипса.

Теплая вода сильно ускоряет схватывание раствора, а добавка
клейстера замедляет. Полное затвердение гипса длится не более
20 минут. Надавливание на него пальцем не оставляет следа.

Сухую гипсовую форму перед заливкой гипсом (делаете отливки
масок, головок и т. п.), подержите в воде до тех пор, пока из нее
не выйдут все пузырьки воздуха. В противном случае, поверхность
отливки покроется мелкими порами.

Куски формы связываются вместе веревкой.
Заливая форму гипсом, не забудьте предварительно смазать ее
стеариновой смазкой.


Для тех, кто любит рецепты:

175 грамм керосина смешать со 175 граммами гарного масла.
Эту смесь влить, растопленные в водяной бане, 250 граммов
стеарина.
Размешать.

Мелкая пластика (головки кукол мультипликации очень маленькие,
медальерные работы, ювелирка) имеет свою специфику при
работе с гипсом. Перегородки для кусковой формы делают из
кусочков бритвенных лезвий. В качестве смазки идет мыльный
раствор (он тонкий). Гипс мелкого помола просеивается через
плотную капроновую сетку. С разведенного гипсового раствора
осторожно сдувают грязную пену, избавляясь от пузырьков.

Если снимается форма с твердой модели (гипсовая, деревянная,
фарфоровая и т. п.), перегородки делают из пластилина. Понятно,
что в твердую модель пластины из жести не воткнутся.


Реклама