Мужик в белом халате

by Рахман Файзулович


Талант.
Я не люблю это слово, оно сортирует людей,
которые сами по себе ходячие таланты. Просто, одни  зарывают себя в землю, другие пришивают перышки к своим крылья.
Мать рассказывала, что при рождении я долго не хотел дышать. Вероятно, природный инстинкт самосохранения заставлял меня уже тогда посылать всех к черту.

На мою беду, проходивший мимо мужик в белом халате, выхватил меня у акушерки и начал зло шлепать по моей попе ладонью. Возмущению не было предела, и я впервые в жизни заорал на всех благим матом…


Мы хороши, реализуя чужие замыслы, и мы плохи для чужих, занимаясь своими планами.
Иногда, мне кажется, что многим в жизни не хватает того мужика в белом халате, они не дышат полной грудью, не выпускают свой дар наружу.

Я подарил вам прекрасную тему для кукольной инсценировки, где отрастивший себе крылья талант, выщипывает из них перышки и бросает с Олимпа нам на землю!


Оставляя в стороне механику куклы, пытаюсь раскрыть для вас смысл ее конструкции, которая должна позволять кукловоду трансформировать объемы

3291865_01 (556x700, 222Kb)

3291865_02 (578x700, 226Kb) Известно, что любые предметы,
передвигая их (на стекле или на столе) перед камерой покадрово,
можно заставить двигаться на экране.


3291865_03 (661x700, 270Kb) За скульптурную основу я взял простейшие изделия из самотвердеющей мастики.
Кто следит за «Конспектом дизайнера»,
тот поймет откуда родилась форма маски.
Да, за основу взята конструкция востроносой бумаги.


3291865_04 (599x700, 243Kb) 3291865_05 (517x700, 217Kb) 3291865_06 (546x700, 224Kb) 3291865_07 (579x700, 226Kb) 3291865_08 (553x700, 223Kb) 3291865_09 (563x700, 235Kb) 3291865_10 (586x700, 251Kb) 3291865_11 (673x700, 287Kb) О перчаточных куклах в дневнике написано много,
здесь же они представлены в цепочке из нескольких систем управления куклами.


3291865_12 (641x700, 248Kb) 3291865_13 (700x593, 216Kb) Если к маске добавить рукоятку для руки кукловода,
то кукла превращается в систему открытого управления.
Эта же система работает, как паркетная кукла (большего размера).
Понятно, что конструкцию и крепление рукоятки  вы исполняете так, как вам удобно.


3291865_14 (700x519, 201Kb) 3291865_15 (700x559, 231Kb) 3291865_16 (700x510, 203Kb) 3291865_17 (700x471, 187Kb) 3291865_18 (624x700, 248Kb) 3291865_19 (490x700, 185Kb) 3291865_20 (462x700, 162Kb)

Из сжатого бесформенного комка возникает сложная по силуэту форма.
Кукла и кукла так же способны при взаимодействии создавать новый объем.

Тоже происходит и при контакте куклы с предметом, рождаются новые силуэты.


3291865_21 (700x438, 174Kb) 3291865_22 (700x592, 221Kb) 3291865_23 (698x700, 267Kb) 3291865_24 (567x700, 225Kb) 3291865_25 (518x700, 199Kb) 3291865_26 (560x700, 214Kb) 3291865_27 (697x700, 276Kb) 3291865_28 (700x686, 266Kb) 3291865_29 (693x700, 260Kb) 3291865_30 (700x696, 257Kb) Кукла не просто идет или говорит,
она создает новое движение в пространстве,
каждое новое взаимное расположение элементов куклы рождает для глаз новую картинку.
Куклами мы рисуем в пространстве сцены,
а не только разыгрываем записанное в сценарии действие.


3291865_31_1_ (700x482, 186Kb) 3291865_32 (700x443, 154Kb) 3291865_33 (700x590, 258Kb) 3291865_34 (576x700, 258Kb) Мне очень нравится практичность куклы-маски в комплекте с драпировкой.
Идеальный вариант для начала работы с детьми.
Кисть руки актера заменяет руку куклы и хорошо смотрится в соприкосновении с маской.


На данном примере вам будет понятен принцип работы тростевой куклы. 3291865_35 (523x700, 230Kb) Гапит,
в простейшем виде,
это палка для управления головой куклы.
Крепите ее как хотите,
здесь же мне приходится учитывать возможность разборки конструкции.
Более сложные системы описаны в разделе «Театральные куклы».

3291865_37 (341x700, 123Kb) Плечики крепят к гапиту ниже головы.
Шея может быть короткой или длинной.


3291865_38 (394x700, 145Kb) 3291865_39 (358x700, 141Kb) В данном случае ноги нанизаны на одну спицу, прикрепленную к подолу костюма.
Их может и не быть.


3291865_40_1_ (485x700, 183Kb) 3291865_41 (502x700, 188Kb) Руки управляются тростями,
отсюда и название системы управления кукол.


3291865_42 (539x700, 239Kb)

Искусство кукол демократично,
тут вы можете быть и актером и режиссером,
а бывает, что и единственным зрителем.
Даже при наличии минимальной труппы
вы умудряетесь работать в творческом взаимодействии со всеми.
Камерный кукольный театр, это что-то личное, семейное,
такое же, как и искусство живописца или поэта.
Отдельное направление,
кукольный театр в работе с детьми,
и тут ему нет равных, если помнить,
что дети учатся в игре.

Рассматривая фотографии,
попытайтесь развить заложенные в них идеи,
создайте на основе предложенных конструкций
что-то такое же простенькое, но свое.

Приспосабливайтесь к тем возможностям,
которыми располагаете.
Иные материалы, иные размеры, иные способы соединений и т. д.
Те тряпочки, которые вы видите на фотографиях,
являются только составной частью конструкции кукол.
Не знаю, дождетесь ли вы страницу о цвете и фактурах,
но я о ней думаю.
Оформление куклы, целая наука.