Рисую театральные куклы — 02

by Рахман Файзулович


 Рисую театральные куклы

Пытаюсь дать несколько примеров развития начальных эскизных набросков.
Я уже говорил, что разглядеть в эскизе замысел художника способен не каждый исполнитель. Да, и сам художник-постановщик, пока не прокрутит в эскизах один и тот же образ, не всегда видит достоинства или слабости своих графических идей.


3291865_01 (672x700, 189Kb)

3291865_38 (700x467, 143Kb)

Этот проходной эскиз, выполненный на основе простенького наброска маски, демонстрировал вам мои поиски пропорций куклы.
Неделю спустя, бросив на него свежий взгляд, я понял, что это стоящая идея, которая требует детальной проработки.
Придав плоскостной картинке объем, я почувствовал желание вырезать куклу из дерева и расписать ее.
У марионетки ноги втягиваются в туловище и вытягиваются (нити проходят сквозь корпус). Голова на шее наклоняется вперед и в стороны. Руки в виде единого стержня могут скользить вправо-влево в сквозном отверстии плеч.


3291865_02 (700x574, 115Kb)

3291865_03 (700x669, 144Kb)

Это экзотика. Пространственная композиция.
Профильный вид на плакате (Янус) рассмотрен как механизированный объект.
Потянув за шарик, вы закрываете или открываете рот и вращаете глазами.


3291865_04 (459x700, 103Kb)

3291865_05 (700x562, 124Kb)

3291865_06 (700x429, 108Kb)

3291865_07 (413x700, 66Kb)

Остальные картинки попробуйте расшифровать сами.


Большие сценические куклы подобного типа часто используют на капустниках, на детских представлениях.

3291865_08 (700x563, 195Kb)

Задний актер нагибается и хватает переднего за пояс.


Кентавроподобный идиотский кот чем-то близок предыдущей схеме.
В последующих эскизах мне хотелось сохранить несуразности и кривизну начального наброска.

3291865_09 (700x528, 144Kb)

Эскизу можно придать признаки объема.


3291865_10 (700x528, 149Kb)

Если внимательно присмотреться к коту, то можно заметить, что он собирается из нескольких элементов.
Это демонстрируют последующие картинки.

Голова, рубашка, две руки и четыре ноги, хвост, передняя и задняя части туловища, попона и фата. 13 элементов для комбинирования образа! Учитывайте возможные изменения пропорций и размеров каждого элемента.
Раньше для таких поисков использовали кальку (полупрозрачную бумагу), теперь без компьютера никто не работает.

3291865_11 (700x435, 35Kb)

Допускаю, что под попоной скрыты колеса.


3291865_12 (700x407, 137Kb)

3291865_13 (700x385, 133Kb)

3291865_14 (700x362, 26Kb)

Самое милое дело, это шарнирные куклы мультипликации.
Механики нет, крути части тела, как в детской игрушке.
Все, что от вас нужно, чертеж фас-профиль с точками шарнирных суставов и образцы фактур.
Куда больше проблем в ростовой кукле, когда актеры напяливают ее на себя и прыгают по сцене. Для этого больше подходит кентавроподобный кот. Тут без детальных чертежей не обойтись.
Нет проблем при переводе эскиза в марионетку или в тростевую куклу, было бы желание.

Стараюсь (буду стараться) разнообразить технику исполнения эскизов для молодого читателя-кукольника.