Дизайн хлама-2

by Рахман Файзулович


Эту страницу начну для очень наивной в художественных делах читательницы,
как и положено для нее, начну с азов композиции.

3291865_ (700x680, 139Kb)


Представьте, что вы в своем театре уже художник-постановщик,
и вам нужно срочно (что значит, дешево) оформить декоративный задник сцены.
Есть символ домика с солнцем, какие проблемы?
Для начала найдем размеры объектов,
найдем для них удачное расположение на холсте, такое,
чтобы пустота не портила ваш задник.
Это называется, скомпоновать объекты на картинной поверхности (она не всегда плоская).

Да, вы композитор, вы сочиняете то, чего не было.

3291865_A01 (700x166, 21Kb)

Домик и солнце на первой картинке хочется сблизить так,
чтобы они взаимодействовали (плохо, когда объекты можно безболезненно отрезать друг от друга),
и мы получили приемлемый для нас второй вариант.
Возможен и третий вариант,
который приближает к нам домик и сужает пространство.
Часто, художник ограничен реальными условиями,
которые не дают выбора в изменении размеров объекта, его масштабирования, цвета и т. д.
Это легко представить при перестановке дизайнером мебели в комнате.
Правда, в таких случаях дисгармонию легко исправят дополнительные объекты
(драпировки, светильники, ширмы…)

3291865_A02 (700x166, 24Kb)

Строго говоря, композиция задника сцены зависит от того,
что будет расположено на сцене,
как двигаются актеры и т. д.
Можно представить подвижной линию горизонта,
смену тональности домика и солнца,
в театре много чего можно задействовать, включая то или иное освещение.


3291865_A03 (700x166, 33Kb)

Нам не запрещается изменять размеры объектов и их кадрирование,
более того, мы вправе использовать цвет.
На данном этапе нужно относиться к композиции,
как к декоративному панно,
все элементы которого находятся в гармонии.


3291865_A04 (700x346, 101Kb)

Выразительность композиции усиливается цветом, градациями тона и линиями.
Как и прежде, вы постоянно думаете о сохранении гармонии, сохранении в композиции равновесия.
Стоит вам создать яркое пятно у полей изображения, как оно перевесит собой все остальное.
Темные массы должны уравновешиваться светлыми или яркими и т. д.
С практикой у вас появится чувство гармонии, которое теории неподвластно.

Честно говоря, это все то немногое, о чем я заумно рассказываю уже не первую страницу.


Вернемся к предыдущей странице
(Дизайн хлама).

Вы можете обойтись без симметрии и ритма,
без статики или динамики,
но без чувства гармонии в композиции не обойтись.
Именно по этому о ней столько и говорится.
Сознательно отказываясь от сложностей рисунка,
я все перевожу в конструирование,
в строительство сложного из простого во фронтальной плоскости (без ракурсов).

3291865_A05 (700x566, 145Kb)

Используя случайную выборку силуэтов, получили композиционные поля для экспериментов (смотрите страницу 4 )

Плоскостные и тональные пространства при некоторой доработке, уже готовые композиции. Сопоставление контрастных по силуэту форм, использование тона и линии позволяет художественно организовать любую случайность. Повторяю, на этой стадии все внимание уделяется уравновешенности работы.


3291865_A06 (700x700, 144Kb)

3291865_A08 (700x675, 184Kb)

3291865_A10 (539x700, 114Kb)

3291865_A11 (645x700, 106Kb)

3291865_A12 (700x325, 54Kb)

Игра с пространством.
Запустим в него гуляющего кота.
Условность дополняется смысловым содержанием,
продолжаем думать о согласовании объектов.
Как согласовывают одно с другим, главный вопрос темы.
Берете за основу контрасты,
обеспечиваете столкновение направлений, прямых с кривыми,
темного со светлым,
большого с малым…
В основе родственные связи,
избегайте в сотрудничестве объектов малейших контрастов,
работайте на нюансах,
на легких отклонениях от общего.
Нащупали малозаметные признаки ритма,
усиливайте его,
вводя ритмические элементы в другие объекты.
Согласованность направлений,
сильнейшее средство организации композиции в целое.Подобие элементов,
думаю, самое сильное объединяющее средство в композиции.
Подобие форм, углов…

Симметрия,
статика-динамика,
композиционный центр и геометрический,
и прочее, и прочее будет накручиваться постепенно.
Многое зависит от фантазии в словесной формулировки задачи:
спокойный объект в агрессивной среде и обратно,
объект проникает сквозь другой объект,
объект и костюм,
объект в путанице…

Нет сюжетных тем, сюжет возникает произвольно в ходе решения формальных задач.


3291865_A14 (700x312, 23Kb)

Кот, то единственное, что нарисовано, и что гуляет в нашем пространстве.


3291865_A15 (700x654, 117Kb)

3291865_A16 (657x700, 115Kb)

3291865_A17 (700x431, 85Kb)

3291865_A18 (700x630, 112Kb)

Проникновение.


Костюм

3291865_A19 (525x700, 82Kb)

3291865_A20 (700x529, 78Kb)

3291865_A22 (700x430, 78Kb)

3291865_A23 (700x505, 81Kb)

3291865_A24 (546x700, 87Kb)

3291865_A25 (586x700, 86Kb)

Кот прорывает имеющуюся у нас заготовку (смотрите в начале странице).


3291865_A26 (700x648, 125Kb)

Театральная сценка.


3291865_A27 (700x409, 85Kb)

3291865_A28 (454x700, 172Kb)

Кот в путанице.


3291865_A29 (700x439, 66Kb)

3291865_A30 (700x654, 108Kb)

3291865_A31 (543x700, 94Kb)

3291865_A32 (700x542, 84Kb)

3291865_A33 (700x261, 53Kb)

3291865_A34 (372x700, 69Kb)

3291865_A37 (700x630, 145Kb)

3291865_A38 (700x640, 187Kb)

Композиция любит повторяющиеся элементы, повторы наклонов, контуров.
Это служит объединяющим началом в работе.


3291865_A36 (700x507, 106Kb)

Ритм, пускай и в такой своеобразной форме,

держит композицию в целостности.


3291865_A39 (700x483, 121Kb)

Все должно быть строго и красиво.


Мои коты в тюремной робе.

3291865_A40 (700x408, 133Kb)

Картинка для разворота книги или для суперобложки.
Она легко делится пополам.


3291865_A41 (624x700, 165Kb)

3291865_A42 (624x700, 151Kb)

3291865_A43 (700x486, 110Kb)